г.Калуга |
|
25 августа 2017 г. |
Дело N А83-6100/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Якимова А.А. |
|
|
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Гео-Флора" (ОГРН 1075018000375, ИНН 5018115139, Мариупольское шоссе, 27-2, цокольный этаж, г. Таганрог, Ростовская область, 347900) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. А. Невского, 1, г. Симферополь, 295000) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (пр. Кирова, 52, г. Симферополь, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гео-Флора" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2017 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-6100/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гео-Флора" (далее - Общество, ООО "Гео-Флора") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о признании незаконным решения от 07.06.2016 по делу 06/840-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее ГУП "Черноморнефтегаз", заказчик).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами судов, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и разрешить вопрос по существу, настаивая на нарушении прав и законных интересов Общества действиями заказчика, установившего ограничивающие конкуренцию требования к участникам закупки в виде наличия лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В отзыве на жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили; о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Судами установлено, что 17.05.2016 ООО "Гео-Флора" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обратилось с жалобой в Крымское УФАС России на действия ГУП РК "Черноморнефтегаз" при проведении запроса предложений, указывая, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, установившего требования к участникам о наличии лицензий на геодезические и картографические работы, и лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что направлено на ограничение конкуренции при проводимой закупке.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 18.05.2016 N 06/2930, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной площадки.
Решением по делу N 06/840-16 о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), жалоба Заявителя признана необоснованной.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления суд, руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К числу жалоб на организацию торгов относятся жалобы на положения документации о закупках.
Частью 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке заказчиком должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которым предусмотрено проведение закупки запросом предложений в электронной форме.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): 1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 29.04.2016; 2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме (223-ФЗ); 3) дата окончания подачи заявок: 19.05.2016, дата рассмотрения заявок: 19.05.2016, дата подведения итогов: 09.06.2016; 4) начальная (максимальная) цена контракта: 40 062 993,08 российских рублей.
В документации о запросе предложений Заказчиком были установлены требования:
17. Лицензия на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (при наличии).
Требуемые документы:
- копия лицензии.
19. Наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Требуемые документы:
- копия лицензии..." (цитаты документации Запроса предложений).
Оценивая обоснованность позиции Крымского УФАС России относительно требования заказчика, изложенного в пункте 17, суды согласились с изложенной в нем позицией, заключающейся в следующем.
По мнению антимонопольного органа, нормы Закона N 223-ФЗ не содержат запрета на установление требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение. При этом лицензия предоставляется при ее наличии,
а отсутствие у организации, подавшей конкурсную заявку, указанной лицензии, не является основанием для отказа в допуске ее к участию в конкурсе.
По сути, суды согласились с тем, что данное требование, даже если оно и избыточно, не вводит в заблуждение участника размещения заказа, поскольку не создает основания для отклонения заявки на участие в закупке.
Заявитель кассационной жалобы не приводит доводов несогласия с указанным выводом судов. Судебные акты проверяются в силу части 1 и 3 статьи 284 АПК РФ по доводам кассационной жалобы.
Относительно требования, изложенного в пункте 17, суды указали, что нормы Закона N 223-ФЗ не содержат запрета на установление требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Заказчик указал, что выполнение ряда работ будет связано с доступом к такого рода сведениям. Следовательно, установление в конкурсной документации требования о наличии указанной выше лицензии соответствует закону, а отсутствие у организации, подавшей конкурсную заявку, указанной лицензии, является основанием для отказа в допуске ее к участию в конкурсе.
Настаивая на иной позиции, Общество указывает на то, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отнесение газопроводов, работы по которым являются предметом закупки, к режимным объектам.
При оценке указанного довода необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон "О государственной тайне") допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии со статьей 4 Закона "О государственной тайне" Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Указом N 1203 Минэнерго России наделено полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне. К данным сведениям относятся в том числе (п.22 Указа) сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, о выборе, отводе земельных участков, для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах.
В примечании к Указу дается понятие "режимные объекты" - объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
ГУП РК "Черноморнефтегаз" обладает лицензией для осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Спецотдел организации проинформировал, что согласно п. 31.2. Перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерством энергетики Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго РФ от 31.12.2010 г. N 7с - сведения, содержащиеся на топографических картах или топографических планах, фотокартах, фотопланах, ортофотокартах, ортофотопланах масштабов 1:50 000 и крупнее в государственных системах координат, местных системах координат территории РФ или государств - участников СНГ в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности: 31.2.1. сведения о промышленных объектах (склады горючего, газгольдеры, контрольные пункты, усилительные пункты, бункеры на кабелях, бункеры на трубопроводах, магистральные нефте-, газопроводы, в том числе дюкеры, станции перекачки, компрессорные станции, подводные кабели связи, устья шахтных стволов, штолен, в том числе на туннелях или подземных каналах, аэродромы (за исключением разрешенных к открытому опубликованию), гидроаэродромы, посадочные площадки, участки дорог, оборудованные для взлета самолетов), - секретно."
Сведения спецотдела организации со ссылкой на нормативный акт, которым установлен состав засекреченных сведений, не опровергнуты.
Таким образом, ГУП РК "Черноморнефтегаз" обязано исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, в частности не допускать разглашения сведений, засекреченных Министерством энергетики Российской Федерации, в связи с чем его требования о наличии соответствующей лицензии обоснованны.
Как правильно указывает заявитель жалобы, выполнение землеустроительных работ по установлению охранных зон действительно конечным результатом имеет формирование общедоступных и открытых сведений государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, в процессе выполнения работ по получению указанных сведений требуется выполнение геодезических, топографических работ, так как у заказчика отсутствует какая-либо исходная документация на указанные в задании объекты (магистральные газопроводы), а это означает допуск посторонней организации непосредственно к точным координатам местонахождения объектов, сведения о которых в силу приказа Минэнерго РФ N 7с засекречены.
Так, суды установили, что пункт 9 Технического задания ( том 5 л.д.44-47) содержит перечень законодательных и нормативных актов, используемых при выполнении работ, в частности, указан Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 г. N 267 "Об утверждении порядка описания месторасположения границ объектов землеустройства" (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 8 Приказа в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются:
- для административных границ - материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;
- для иных объектов землеустройства - материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее".
Согласно пункту 8.4 техзадания (том 5, л.д.47), результатом первого этапа выполнения работ является разработанная подрядной организацией карта (план) объекта землеустройства, которая согласно Приказа должна быть выполнена в масштабе 1:50000 и крупнее.
Также судом из содержания техзадания по установлению охранных зон объектов ГУП РК "Черноморнефтегаз" и оформлении промежуточных результатов этих работ установлено, что подрядная организация будет допущена к данным о непосредственном месторасположении магистральных газопроводов, более того съемка будет производиться непосредственно от оси газопроводов, точное месторасположение которых также отнесено к информации, которая содержит государственную тайну.
Изложенное привело суд к обоснованному выводу о том, что установление соответствующего требования в документации о закупках заказчиком правомерно.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на письмо Минэнерго от 26.08.2016 N 14-161 доп - ответ на обращение Общества, не может быть принят во внимание.
В той части, где содержатся оценочные суждения относительно понятия "режимный объект" эти доводы не учитывают, что в силу определения, приведенного в Указе, к числу таковых относятся в том числе объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Далее, сведения, составляющие государственную тайну, могут быть использованы или формироваться в процессе производства работ; изложенное в письме не опровергает факты, на которые сослались суды, принявшие во внимание положения Перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерством энергетики Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго РФ от 31.12.2010 г. N 7с.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу N А83-6100/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.