г.Калуга |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А48-7023/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2017.
Полный текст постановления изготовлен 31.08.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смирнова В.И., Смолко С.И.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Чернухина Юрия Леонидовича (ОГРНИП: 304573232000042, ИНН: 571400008484): Бибикова А.А. - представитель (доверенность от 22.11.2016 б/н);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН: 1045753008212, ИНН: 5753035940): Гаенко М.В. - представитель (доверенность от 09.01.2017 N 12), Цургуева Е.В. - представитель (доверенность от 09.01.2017 N 13);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017 (судья Карасев В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А48-7023/2016.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Чернухин Юрий Леонидович (далее - Глава КФХ Чернухин Ю.Л., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989 кв.м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с./п. Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 57/003/005/2016-289, и обязании зарегистрировать право собственности индивидуального предпринимателя на указанный объект недвижимости (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое сообщение регистрирующего органа признано незаконным, на Управление возложена обязанность зарегистрировать право собственности на спорный объект.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на то, что оснований считать спорный ангар вспомогательным объектом не имеется.
Глава КФХ Чернухин Ю.Л. в отзыве по делу просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку объект имеет пониженный уровень ответственности, имеет вспомогательное назначение по отношению непосредственно к земельному участку.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель индивидуального предпринимателя возражала против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения принявших участие в судебном заседании лиц, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Чернухин Юрий Леонидович зарегистрирован в Едином государственном реестре физических лиц в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства с 21.07.2011.
Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 57:09:0340101:80, на котором расположен спорный объект, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства базы, площадь 5 731 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, р-н Кромской, с./п. Стрелецкое, вблизи п. Ясная Поляна (свидетельство о государственной регистрации от 26.08.2015).
Как следует из представленной декларации об объекте недвижимого имущества, на указанном земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80 расположен ангар N 2, одноэтажный, общей площадью 989 кв.м, созданный в 2004 году, правообладателем которого является Чернухин Ю.Л.
Представитель Главы КФХ, действующий на основании доверенности, обратился в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, представив необходимые документы (с учетом сообщения о приостановлении государственной регистрации).
Согласно сообщению от 27.07.2016 N 57/003/005/2016-289 Чернухину Ю.Л. отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Основанием для отказа в государственной регистрации, как следует из указанного сообщения, послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих, что ангар является вспомогательным объектом для строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80.
Считая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с рассмотренным в рамках настоящего дела требованием.
Суд округа считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N122-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.17), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного Федерального закона.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
При этом законодательно установлен упрощенный порядок регистрации права, который согласно статье 25.3 Закона N 122-ФЗ действует в отношении государственной регистрации права на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
При этом упрощенный порядок регистрации права соответственно не предусматривает предоставление регистрирующему органу документов, подтверждающих разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего с 30.12.2004 (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Как обоснованно установлено судами, Глава КФХ Чернухин Ю.Л. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на ангар N 2 как объект вспомогательного назначения, на создание которого не требовалось получения разрешения на строительство.
Признавая отказ в регистрации незаконным, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что заявителем на регистрацию представлены документы, свидетельствующие, исходя из требований действующих норм законодательства, о вспомогательном характере спорного объекта.
Суд округа не может согласиться с такими выводами обжалуемых судебных актов, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Согласно декларации заявителя спорный ангар построен в 2004 году.
Как указано ранее, положения Градостроительного кодекса РФ о вспомогательном характере строений и сооружений не требующих разрешения на строительство, вступили в силу 30.12.2004.
Ранее согласно пункту 5 постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим предъявлением их государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом.
В настоящее время возможность осуществлять строительство строений и сооружений вспомогательного использования законодатель без получения связывает их особым назначением (вспомогательным).
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому иной объект будет являться вспомогательным, не имея самостоятельного значения. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по отношению к основному объекту недвижимости, эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
В письме Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", которое, однако, не является нормативным актом, сообщается, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Таким образом, к вспомогательным сооружениям относятся строения/сооружения, имеющее пониженный уровень ответственности и непосредственную связь с иным объектом, по отношению к которому оно выполняет вспомогательную/обслуживающую функцию.
В настоящее время ГОСТ 27751-88 утратил силу в связи с принятием с 01.07.2015 ГОСТ 27751-2014.
В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ГОСТ 27751-2014 "Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (действующим на дату вынесения решения) здания и сооружения, указанные в части 10 статьи 4 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, относятся к классу сооружений КС-1, куда включены: теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего дела ангар при его строительстве в качестве объекта вспомогательного использования должен был отвечать как минимум следующим требованиям: иметь пониженный уровень ответственности, иметь непосредственную связь с основным объектом, строящимся, законченным строительством или реконструируемым строением, сооружением.
Пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В данном случае документами, представленными предпринимателем на регистрацию не подтверждено соответствие ангара всем требованиям, предъявляемым к вспомогательным сооружениям. При этом относимость ангара как объекта, предназначенного для сезонного использования, к строениям пониженного уровня ответственности регистрирующим органом не оспаривается. Экспертное исследование вспомогательного характера спорного сооружения заявителем не проводилось.
Помимо этого, суд округа считает необходимым отметить следующее. В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка.
В данном случае заявителем не представлено доказательств принадлежности ему на каком-либо праве земельного участка, на котором им возведен спорный объект по состоянию на 2004 год.
Поскольку заявитель не обладал правами на участок, на котором, по его утверждению, им был возведен спорный объект, не доказал, что участок предоставлялся для строительства объекта недвижимости, а сам объект имеет вспомогательный характер, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для регистрации права собственности заявителя в упрощенном порядке и, следовательно, правомерности оспариваемого отказа Управления в такой регистрации. Однако вышеизложенное не лишает предпринимателя возможности обращения в Управление с заявлением о регистрации права при предоставлении соответствующих документов в общем порядке.
При указанных обстоятельствах основания для признания незаконным оспариваемого отказа Управления отсутствовали.
Исходя из того, что фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, установлены арбитражными судами, но судами неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, и, не передавая дела на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 25.04.2017 по делу N А48-7023/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.