г.Калуга |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А48-7025/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Якимов А.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Чернухина Юрия Леонидовича (Орловская обл., Кромской р-н, с.Кутафино, д.67): Бибикова А.А. - представитель по доверенности от 22.11.2016;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (г.Орёл, ул.Октябрьская, д.47): Цургуева Е.В. - представитель по доверенности от 09.01.2017 N 13;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.02.2017 (судья Парфёнова Л.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А48-7025/2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Чернухин Юрий Леонидович (далее - Глава КФХ Чернухин Ю.Л., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 1, общей площадью 384-м?, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с./п.Стелецкое, вблизи п.Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:1358, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 7/003/005/2016-288 и обязании зарегистрировать право собственности индивидуального предпринимателя на указанный объект недвижимости (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.02.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое сообщение регистрирующего органа признано незаконным, на ответчика возложена обязанность зарегистрировать право собственности на спорный объект.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 решение Арбитражного суда Орловской области от 09.02.2017 по делу N А48-7025/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением и апелляционным постановлением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, поскольку оснований считать спорный ангар вспомогательным объектом не имеется.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Чернухин Ю.Л. в отзыве по делу просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку объект имеет пониженный уровень ответственности, имеет вспомогательное назначение по отношению непосредственно к земельному участку, на котором осуществляется выращивание зерна.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене исходя из следующего.
Чернухин Юрий Леонидович зарегистрирован в Едином государственном реестре физических лиц в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства с 21.07.2011.
Предприниматель является собственником земельного участка, на котором расположен спорный объект, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения производственной базы, площадь 4 460-м, расположенного по адресу: Орловская область, р-н Кромской, с./п.Стрелецкое, вблизи п.Ясная Поляна (свидетельство о государственной регистрации от 26.08.2015).
Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте на земельный участок.
Как следует из представленной декларации объекта недвижимого имущества, кадастрового паспорта, на земельном участке с кадастровым N 57:09:0010101:1358 расположен ангар N 1, одноэтажный, общей площадью 384-м?, созданный в 1993 году, правообладателем которого является Чернухин Ю.Л.
Представитель Главы КФХ, действующий на основании доверенности, обратился в регистрационный орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, представив необходимые документы (с учетом сообщения о приостановлении государственной регистрации).
Согласно сообщению N 57/003/005/2016-288 от 27.07.2016 Чернухину Ю.Л. было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Основанием для отказа в государственной регистрации, как следует из указанного сообщения, послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих, что ангар является вспомогательным объектом для строений, расположенных на земельном участке с кадастровым N 57:09:0010101:1358.
Считая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, Чернухин Юрий Леонидович обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции приняв новый судебный акт.
Суд округа считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.17), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
При этом законодательно установлен упрощенный порядок регистрации права, который согласно статье 25.3 Закона N 122-ФЗ, действует в отношении государственной регистрации права на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
При этом упрощенный порядок регистрации права соответственно не предусматривает предоставление регистрирующему органу документов, подтверждающих разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего с 30.12.2004 (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3 часть 17 статьи 51 ГрК РФ).
Как обоснованно установлено судами Глава КФХ Чернухин Ю.Л. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на ангар N 1 как объекта вспомогательного назначения, на создание которого не требовалось получения разрешения на строительство.
Признавая отказ в регистрации незаконным, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что заявителем на регистрацию представлены документы, свидетельствующие исходя из требований действующих норм, о вспомогательном характере спорного объекта.
Суд округа не может согласиться с таким выводами обжалуемых судебных актов, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Как указано ранее положения Градостроительного кодекса РФ о вспомогательном характере строений и сооружений не требующих разрешения на строительство вступили в силу 30.12.2004. Однако, спорный ангар согласно декларации заявителя построен в 1993 году.
Согласно пункту 5 постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности с последующим предъявлением их государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом.
В настоящее время перечень объектов недвижимого имущества, относящихся к строениям и сооружением вспомогательного использования законодательно четко не определен.
В письме Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" сообщается, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Таким образом, к вспомогательным сооружениям относятся строения/сооружения, имеющее пониженный уровень ответственности и непосредственную связь с иным объектом, по отношению к которому оно выполняет вспомогательную/обслуживающую функцию.
В настоящее время ГОСТ 27751-88 утратил силу в связи с принятием с 01.07.2015 ГОСТ 27751-2014.
В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ГОСТ 27751-2014 "Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (действующим на дату вынесения решения) здания и сооружения, указанные в части 10 статьи 4 "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", относятся к классу сооружений КС-1, куда включены: теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего дела ангар, при его строительстве в качестве объекта вспомогательного использования должен был отвечать следующим требованиям: иметь пониженный уровень ответственности, иметь непосредственную связь с основным объектом, строящимся, законченным строительством или реконструируемым строением, сооружением, быть принят в эксплуатацию рабочей комиссией.
Пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В данном случае документами, представленными предпринимателем на регистрацию не подтверждено соответствие ангара всем требованиям, предъявляемым к вспомогательным сооружениям. При этом относимость ангара, как сезонного склада зерна, к строениям пониженного уровня ответственности, административным органом не оспаривается. Экспертное исследование вспомогательного характера спорного сооружения заявителем не проводилось.
Помимо этого, суд округа считает необходимым отметить следующее. В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка
В данном случае, заявителем не представлено доказательств принадлежности ему на каком-либо праве земельного участка, на котором им возведен спорный объект по состоянию на 1993 год.
Поскольку заявитель не обладал правами на участок, на котором, по его утверждению, им был возведен спорный объект, не доказал, что участок предоставлялся для строительства объекта недвижимости, а сам объект имеет вспомогательный характер, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для регистрации права собственности заявителя в упрощенном порядке и, следовательно, правомерности оспариваемого отказа Управления в такой регистрации. Однако, вышеизложенное не лишает предпринимателя возможности обращения в Управление с заявлением о регистрации права при предоставлении соответствующих документов в общем порядке.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, требования предпринимателя оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по делу N А48-7025/2016 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Чернухина Юрия Леонидовича о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества ангар N 1, общей площадью 384 м?, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стрелецкое, вблизи п.Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым N 57:09:0010101:1358, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 7/003/005/2016-288 и обязании зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.