г.Калуга |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А83-9369/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Якимова А.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (Крымтехнадзор) (ул.Большевистская, д.24, г.Симферополь, Республика Крым): Перескокова Е.В. - представитель по доверенности от 29.06.2017 N 4/47;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым (ул.Киевская, д.125, корпус "Б", г.Симферополь, Республика Крым): Глушко Н.П. - представитель по доверенности от 30.12.2016 N 36; Лазоркина А.В. - представитель по доверенности от 21.08.2017 N 17;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2017 (судья Исоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 (судьи Евдокимов И.В., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А83-9369/2016,
УСТАНОВИЛ:
Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Крымтехнадзор) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 21.11.2016 N 091S19160003349.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2017 заявленные требования Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 21.11.2016 N 091S19160003349, вынесенное в отношении Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2017 по делу N А83-9369/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Не согласившись с решением и постановлением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции приняв новый судебный акт, ссылаясь на нарушение страхователем сроков предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учёта).
Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (Крымтехнадзор) в отзыве по делу просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, указав на предоставление 01.06.2016 сведений за май 2016 года с ошибочным указанием иного периода, которое было исправлено 30.06.2016 по инициативе самого страхователя.
Представители Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым в судебном заседании просили удовлетворить требования жалобы, полагают, что 01.06.2016 были представлены сведения за июнь.
Представитель Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (Крымтехнадзор) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
По материалам дела судами установлено, что Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым в соответствии с требованиями действующего законодательства 01.06.2016 были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май месяц в электронной форме, что подтверждается протоколом контроля отчетности. Ввиду технической опечатки в графе "отчетный период" вместо "05", был указан "06" месяц.
Самостоятельно обнаружив опечатку Крымтехнадзор представил исправленные сведения о застрахованных лицах за май 2016 года - 30.06.2016. Сведения о застрахованных лицах за июнь месяц соответственно были представлены 08.07.2016.
Отчеты, представленные 01.06.2016 и 30.06.2016 - идентичны по своему содержанию, за исключением указания на отчетный период, а также опечатки в отчестве застрахованного лица: вместо "Калюбин Юрий Алексеевич", фактически было указано "Колюбин Юрий Алексеев".
Вместе с тем, 13.10.2016 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым составлен акт N 091S18160003743 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано о несвоевременном предоставлении отчётности 30.06.2016 по форме СЗВ-М в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота, за май месяц 2016 года в отношении 72 застрахованных лиц.
29.11.2016 в Крымтехнадзор поступило решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 21.11.2016 N 091S19160003349 в отношении Крымтехнадзор за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Крымтехнадзор решением Пенсионного фонда от 21.11.2016 N 091S19160003349 привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 36 000 рублей.
Решением установлено, что Крымтехнадзор нарушило обязанность своевременного предоставления в установленный срок отчетности по форме СЗВ-М, установленной статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Крымтехнадзор нарушило срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Форма СЗВ-М за май 2016 года предоставлена 30.06.2016, при сроке предъявления до 10.06.2016 (способ предоставления - электронно по телекоммуникационным каналам связи). Количество застрахованных лиц в отчете составляет 72.
Тем самым по мнению Фонда, Управление совершило виновное противоправное деяние, за которое частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность.
За непредставление страхователем в установленный срок либо предоставление им неполных или (и) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Решением суда первой инстанции от 02.03.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции приняв новый судебный акт.
Суд округа считает, что при вынесении обжалуемых решения и постановления суды правомерно руководствовались следующим.
Обязанность предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании определены статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), объем и сроки представления таких сведений установлены статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ, установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанный выше пункт 2.2 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" с 01.04.2016. Следовательно, с апреля 2016 года у страхователя появилась обязанность ежемесячно представлять указанные в нем сведения страховщику, первая отчетность должна была быть представлена за апрель 2016 года в срок до 10.05.2016.
Таким образом, со II квартала 2016 года помимо ежеквартальной отчетности пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ введена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Оспариваемым решением от 21.11.2016 N 091S19160003349 Управление привлекло заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 36 000 рублей.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что Крымтехнадзор своевременно представил индивидуальные сведения 01.06.2016, однако представленные индивидуальные сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, содержали недостоверные сведения, а именно: неверно указан отчетный период вместо "05", был указан "06" месяц и имелась опечатка в отчестве: вместо "Калюбин Юрий Алексеевич", фактически было указано "Колюбин Юрий Алексеев".
30.06.2016 Крымтехнадзор направил в Управление Пенсионного фонда корректирующие сведения, то есть страхователь самостоятельно исправил допущенные неточности.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с "Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета сведений).
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения учета сведений о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
При таких обстоятельствах вопреки доводам жалобы Фонда оснований для привлечения Крымтехнадзора к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ у Управления не имелось. Исходные сведения о застрахованных лицах за май 2016 года были направлены Крымтехнадзором в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была выявлена и устранена Крымтехнадзором путем направления корректирующих сведений.
При таких обстоятельствах доводы Фонда являлись предметом исследования судов, получили надлежащую оценку, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 по делу N А83-9369/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 271.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И.Смирнов |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.