г. Калуга |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А48-6037/2016 |
Резолютивная часть постановления вынесена 29.08.2017.
Постановление в полном объёме изготовлено 04.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.В. Циплякова |
судей |
М.М. Нарусова Ю.В. Бутченко |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
А.С. Коваленко |
при участии в заседании: |
|
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла:
от ПАО "Квадра-генерирующая компания": |
представителя Кузовова И.В. по доверенности от 31.07.2017 N 7/4998;
представителя Власовой О.Г. по доверенности от 09.01.2017 N 3, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла, г. Орел, на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А48-6037/2016,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921, далее - УМИЗ, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к публичному акционерному обществу "Квадра - генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, далее - ПАО "Квадра", ответчик) о взыскании 19 359 175 рублей 14 копеек.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 (судья В.В. Карасев), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 (судьи Е.Ю. Щербатых, И.В. Ушакова, И.Б. Сухова) в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, УМИЗ обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
Заявитель жалобы указывает, что судами необоснованно применены положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и не применен пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации", которым установлена возможность изменения арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, только в случае изменения размера кадастровой стоимости. По мнению заявителя жалобы, статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации не применима к правоотношениям сторон, поскольку договор аренды заключен до вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не может служить основанием для изменения арендной платы.
В судебном заседании представитель УМИЗ поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ПАО "Квадра-генерирующая компания" возражал против доводов кассационной жалобы, считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды в соответствии с положениями статей 39.7, 49, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582), обоснованно исходили из следующего.
Приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 30.12.2011 N 2442 из земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030121:1 площадью 377 596,1 кв.м, путем раздела, образованы три земельных участка с кадастровыми номерами: 57:25:0030121:29 площадью 919 кв.м (участок 1), 57:25:0030121:30 площадью 2 307 кв.м (участок 2) и 57:25:0030121:31 площадью 374 370 кв. м (участок 3), право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Квадра-Генерирующая компания" участками прекращено, участок 3 предоставлен в аренду сроком на 25 лет в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Во исполнение указанного приказа 30.12.2011 между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области, правопреемником которого в силу закона с 01.03.2015 является УМИЗ, и ОАО "Квадра-Генерирующая компания" (ПАО "Квадра") заключен договор аренды земельного участка N 1476/з, предметом которого является предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030121:31, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Энергетиков, 6, площадью 374 370 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений. Срок аренды установлен с 30.12.2011 по 29.12.2026.
Пунктом 3.1 договора аренды от 30.12.2011 N 1476/з предусмотрено, что годовая арендная плата составляет 11 616 701 рублей 10 копеек, вносится арендатором в соответствии с прилагаемым расчетом земельных платежей и порядком оплаты согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора путем перечисления на счет.
Из пункта 3.5 договора аренды от 30.12.2011 N 1476/з следует, что размер годовой арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке на основании решения уполномоченного в соответствии с действующим законодательством органа при изменении в установленном порядке: кадастровой стоимости участка; разрешенного использования участка; индекса инфляции; коэффициента социальной значимости вида деятельности.
Судами установлено, что размер арендной платы на 2015, 2016 годы изменен в одностороннем порядке УМИЗ, о чем ПАО "Квадра" направлено уведомление от 23.09.2015 N 7/5483, в соответствии с которым размер годовой арендной платы увеличен до 16 201 909 рублей 99 копеек в год.
В связи с тем, что ответчик вносил арендные платежи не в полном объеме, истец направил ответчику претензию от 13.05.2016, в которой потребовал произвести оплату задолженности по договору аренды за период с 06.03.2015 по 30.04.2016 в размере 18 698 521 рубля 14 копеек, а также неустойки, предусмотренной пунктом 5.2 договора аренды, из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за период с 01.01.2016 по 30.04.2016 в размере 660 654 рублей, которая оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, суд указал, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а расчет арендной платы после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2015) необходимо производить с учетом положений статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование увеличения арендной платы УМИЗ ссылалось на постановление Правительства Орловской области от 30.12.2014 N 443 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области".
Судами установлено, что на земельном участке, переданном ответчику в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду, находятся объекты недвижимого имущества, составляющие энергетический производственно-технологический комплекс - Орловская ТЭЦ, принадлежащие ответчику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2010, техническими и кадастровыми паспортами на объекты (энергетический производственно-технологический комплекс, состоящий из главного здания, подсобных блоков, разгрузочных эстакад, подъездных железнодорожных путей, складов и других объектов).
Указанный в договоре аренды от 30.12.2011 N 1476/з земельный участок относится к участкам, на которые не разграничена государственная собственность.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила N 582, согласно пункту 5 которых арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил N 582 Минэкономразвития издан приказ от 18.06.2013 N 347 (далее - приказ N 347), которым утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. Ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (пункт 2 приказа N 347).
В приложении к приказу N 347 предельная ставка для земельных участков, расположенных в Орловской области, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их объектов и сооружений и объектов, определена в размере 5 рублей 60 копеек за 1 кв.м.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), Правила, утвержденные Постановлением Правительства N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, а также указано на то, что если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников. В пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, применяемой с 01.03.2015, также приведены случаи, в которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется ПАО "Квадра" для эксплуатации Орловской ТЭЦ - тепловой станции, производящей тепловую и электрическую энергию, то арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа N 347 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, размер арендной платы за земельный участок при заключении договора аренды земельного участка для указанных целей после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что в соответствии с требованиями Постановления N 582 и приказа N 347 арендная плата за пользование спорным земельным участком подлежит расчету в следующем порядке: 1,6% кадастровой стоимости земельного участка, но не выше предельной региональной ставки, установленной для Орловской области в размере 5 рублей 60 копеек за 1 кв.м в год; с учетом индексации 5,5% в 2015 году - 6 рублей 20 копеек за 1 кв.м; с учетом индексации в 6,4% в 2016 году - 6 рублей 60 копеек за 1 кв.м.
Как правильно указали суды, согласно расчету ответчика арендная плата за период с 01.03.2015 по 31.12.2015 составляет 1 934 245 рублей, ежемесячная - 193 424 рубля 50 копеек, за период с 01.01.2016 по 30.04.2016 - 823 614 рублей, ежемесячная - 205 903 рубля 50 копеек.
Судами установлено, что арендная плата за 2015 год и период с января по май 2016 года уплачена ответчиком платежными поручениями от 26.01.2015 на сумму 968 008 рублей 51 копейка, от 25.02.2015 на сумму 968 008 рублей 51 копейка, от 25.03.2015 на сумму 968 008 рублей 51 копейка, от 24.04.2015 на сумму 968 008 рублей 51 копейка, от 07.06.2016 на сумму 1 617 340 рублей 78 копеек, всего на сумму 5 489 374 рубля 82 копейки, что свидетельствует об отсутствии у ответчика задолженности по арендной плате за период с 06.03.2015 по 30.04.2016.
С учетом отсутствия задолженности, оснований для взыскания неустойки так же не имелось.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене обжалуемых решения и постановления), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя, но с учетом его освобождения от уплаты государственной пошлины, взысканию не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу N А48-6037/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Ципляков |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.