г.Калуга |
|
4 сентября 2017 г. |
Дело N А36-7330/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2017.
Полный текст постановления изготовлен 04.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Николаевой Н.Н., Смолко С.И.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя;
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696, ИНН 4826006839): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации (ОГРН 1024800794820, ИНН 4821003915): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2017 (судья Карякина Н.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А36-7330/2016,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Администрации Липецкой области в лице Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление), Администрации городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации (далее - Администрация городского округа) о понуждении к исполнению обязательства о принятии в государственную собственность Липецкой области объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в г. Ельце: участок водопровода - г. Елец, ул. Клубная, 1, протяженностью 289,48 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Лесные дворы, протяженностью 126,5 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Орджоникидзе, 2а, 6а, протяженностью 94,20 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Допризывников, 2 - Яна Фабрициуса, д. 3, протяженностью 20,30 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Хлебная, 3 - ул. Энергетиков, д. 1 - д. 3, протяженностью 113,67 м (лит. I); участок канализации - г. Елец, ул. Хлебная, 3 - ул. Энергетиков, д. 1 - д. 3, протяженностью 210,15 м (лит. II); повысительная насосная станция - г. Елец, ул. Клубная, д. 1, площадью 68,6 кв.м (лит. А); водопровод - г. Елец, о.п. 428 км, протяженностью 1248 м (лит. I).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, заявленные к Администрации городского округа требования удовлетворены, в удовлетворении требований к Управлению отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных предпринимателем требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель указывает, что судами не учтены обстоятельства, препятствующие принятию спорного имущества в муниципальную собственность.
ОАО "РЖД" и Управление в отзывах на кассационную жалобы возражали против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "РЖД неоднократно обращалось в Администрацию городского округа по вопросу приема-передачи объектов коммунально-бытового назначения.
Так, 21.10.2008 ОАО "РЖД" в адрес Администрации городского округа направило акты приема передачи объектов и сетей водоснабжения и канализации к ранее переданным жилым домам. Заявлениями от 26.11.2009, 07.10.2010, 22.11.2010, 22.12.2010, 24.01.2011 ОАО "РЖД" просило решить вопрос о подписании актов приема-передачи.
ТУ Росимущества в Липецкой области письмом от 18.06.2014 N 2353-03 сообщило ОАО "РЖД", что обязанность по принятию в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения от ОАО "РЖД" возложена на Администрацию г. Ельца.
Администрация городского округа письмом от 18.03.2015 N 679/01-09 предложила ОАО "РЖД" в связи с вступлением в законную силу Закона Липецкой области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области" от 26.12.2014 N 357-ОЗ (далее - Закон N 357-ОЗ) по вопросу передачи спорных объектов обратиться в Управление имущественных и земельных правоотношений Липецкой области.
Заявление Администрации г. Ельца в Администрацию Липецкой области с просьбой принять спорное имущество в государственную собственность Липецкой области с последующей его передачей в ОГУП "Елецвдоканал" оставлено без ответа.
На очередные обращения в 2015 Администрация городского округа уведомила ОАО "РЖД" о невозможности принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения в связи с вступлением в силу с 01.01.2015 Закона N 357-03, согласно которому полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городского округа г. Елец по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, отнесены к полномочиям органов государственной власти области на неограниченный срок, но не менее срока полномочий Липецкого областного Совета депутатов.
Претензия ОАО "РЖД" от 23.06.2016 N 473/РНЮ-4о Администрацией городского округа также оставлена без удовлетворения по вышеуказанным причинам.
Письмом от 01.07.2016 N 1675/01-09 Администрация городского округа сообщила о своем обращении к первому заместителю главы администрации Липецкой области принять в государственную собственность области указанные объекты, однако до настоящего времени данный вопрос не решен.
Направленная в адрес Администрации Липецкой области в лице Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области претензия от 23.06.2016 N 472/PHIO-4 об исполнении обязательства принять в государственную собственность области вышеуказанные объекты оставлена без ответа и удовлетворения.
Полагая, что в результате неисполнения совместного распоряжения Минимущества России, Минфина, России и МПС России от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р нарушаются нормы действующего законодательства о порядке приема-передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, а также права и законные интересы ОАО "РЖД", последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Удовлетворяя требования, предъявленные к Администрации городского округа, суды двух инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р, Министерства финансов Российской Федерации N 110А и Министерства путей сообщения России N Т-92р "Об объектах, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год" (далее - распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р), во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - постановление N 585) утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1).
Пунктом 2 распоряжения N 1499-р/110а/Т-92р установлено, что общество осуществляет содержание указанных в пункте 1 распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо закрепления на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция инвестиционных программ Минимущества России".
Судами установлено, что в состав имущества ОАО "РЖД" входило имущество социально-культурного и коммунально-бытового назначения: участок водопровода - г. Елец, ул. Клубная, 1, протяженностью 289,48 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Лесные дворы, протяженностью 126,5 м (лит. I);участок водопровода - г. Елец, ул. Орджоникидзе, 2а, 6а, протяженностью 94,20 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Допризывников, 2 - Яна Фабрициуса, д. 3, протяженностью 20,30 м (лит. I); участок водопровода - г. Елец, ул. Хлебная, 3 - ул. Энергетиков, д. 1 - д. 3, протяженностью 113,67 м (лит. I); участок канализации - г. Елец, ул. Хлебная, 3 - ул. Энергетиков, д. 1 - д. 3, протяженностью 210,15 м (лит. II); повысительная насосная станция - г. Елец, ул. Клубная, д. 1, площадью 68,6 кв.м (лит. А); водопровод - г. Елец, о.п. 428 км, протяженностью 1248 м (лит. I).
Суд округа поддерживает вывод судов о том, что подлежащие передаче инженерные сооружения и канализационные сети относятся к названным в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объектам инженерной инфраструктуры городов и обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом.
Распоряжение N 1499-р/110а/Т-92р о включении объектов коммунально-бытового назначения в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность г. Ельца Липецкой области, издано с участием Министерства имущественных отношений РФ, которое тем самым в пределах предоставленных ему полномочий распорядилось федеральным имуществом.
Таким образом, обязанность Администрации городского округа по принятию в муниципальную собственность спорных объектов коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении ОАО "РЖД" и не включенных в состав их приватизируемого имущества, установлена действующим законодательством.
Установив, что факт включения спорного имущества в указанный Перечень объектов не оспаривается сторонами и подтверждается выпиской из приложения к распоряжению, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрация городского округа как орган местного самоуправления должна принять спорные объекты в муниципальную собственность во исполнение обязанности, возникшей в силу закона.
Суды верно отметили, что факт признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 отменяет обязанность Администрации городского округа принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения, не вошедшие в состав имущества, приватизированного ОАО "РЖД", поскольку постановление N 3020-1, которым предусмотрена передача в муниципальную собственность объектов государственной собственности, указанных в приложении N, 3 является действующим.
Кроме того, ссылка Администрации городского округа на Закон N 357-ОЗ в данном случае является необоснованной, поскольку он не отменяет обязанность Администрации по принятию спорных объектов в муниципальную собственность, установленную вышеуказанными нормами закона.
Доводы заявителя жалобы о наличии препятствий для принятия объектов в муниципальную собственность являются предположительными и не основаны на положениях закона.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А36-7330/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.