г. Калуга |
|
8 сентября 2017 г. |
Дело N А84-2976/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 5 сентября 2017.
В полном объеме постановление изготовлено 8 сентября 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" (299011, г. Севастополь, пер. Панорамный, д. 13): Тюшляев А.В. по доверенности,
от Правительства Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011): не явились, извещены надлежаще,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (улица Ленина, 2, город Севастополь, 299011): не явились, извещены надлежаще,
от Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (299011, г. Севастополь, Исторический бульвар, д. 1): не явились, извещены надлежаще,
от Министерства культуры Российской Федерации (125993, г. Москва, Малый Гнездниковый переулок, д. 7/6, стр. 1, 2): не явились, извещены надлежаще,
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (г. Севастополь, ул. Демидова, д. 13): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную ООО "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.01.2017 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-2976/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымтур" (далее - заявитель, Общество, ООО "Крымтур") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с требованиями к Правительству города Севастополя (далее - Правительство), Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент), в которых просило:
- Признать недействительным Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.09.2015 года N 395, об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв. м, которым утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв. м, кадастровый квартал 91:03:001019, с установлением вида разрешенного использования: "историческая" (код 9.3), в части земельного участка площадью 397 кв. м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМТУР" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Признать недействительным Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 года N 542 о включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146323 кв. м +/- 215 кв. м, которым включается в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146323+/-215 кв. м, кадастровый номер 91:03:001016:381, вид разрешенного использования земельного участка: "Историческая" (код 9.3), в части земельного участка площадью 397 кв. м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путем включения в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка площадью 397 кв. м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1;
- Признать недействительным Распоряжение Правительства Севастополя N 820-РП от 16.10.2015 года о предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью 146323 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, которым предоставляется Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурный земельный участок из земель категории: "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146323 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, с видом разрешенного использования: "историческая" (код 9.3), в части земельного участка площадью 397 кв. м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя Правительства Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путем внесения изменений в запись регистрации, сделанную 20.10.2015 года, N 91-91/001-91/001/082/2015-400/1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответствующих прекращению права постоянного (бессрочного) пользования Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на часть земельного участка, категория земель: Земли населенных пунктов - Историческая (код 9.3), площадь: 146323 кв. м, адрес: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, а именно: на земли земельного участка, площадью 397 кв. м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "КРЫМТУР" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572;
- Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя Правительства Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" путем замены Свидетельства о государственной регистрации права от 22.02.2016 года о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на земельный участок, Категория земель: Земли населенных пунктов - Историческая (код 9.3), Площадь: 146323 кв. м, Адрес: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, документы-основания: Распоряжение Правительства Севастополя N 820-РП от 16.10.2015 года, орган выдачи: Правительство Севастополя, на новое Свидетельство о государственной регистрации права о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" на земельный участок, который бы не включал в себя земельный участок, площадью 397 кв. м, с кадастровым номером 91:03:001016:485, с разрешенным использованием - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1, который принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на праве временного пользования на основании Договора на право временного пользования землей с Севастопольской городской государственной администрацией от 02.11.2000 года N 572.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
От Правительства поступил письменный мотивированный отзыв, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда округа от 11.07.2017 судебное разбирательство по рассмотрению настоящей кассационной жалобы отложено на 05.09.2017.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на ранее изложенной позиции. Иные лица явку полномочных представителей не обеспечили, извещены надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.284 АПК РФ.
Как следует из материалов дела 02.11.2000 года между Севастопольской городской государственной администрацией (далее - администрация) и дочерним предприятием Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольским бюро путешествий и экскурсий заключен договор на право временного пользования землей N 572 (далее - договор N 572).
Согласно пункта 1.1. договора N 572 администрация распоряжением от 21.06.2000 N 1065-р предоставляет, а ООО "Крымтур" принимает во временное пользование земельный участок общей площадью 0,1325 га: участок N 1, расположенный в районе Исторического бульвара, участок N 2, расположенный в районе переулка Панорамный, 13, согласно плана землепользования.
В соответствии с пунктом 1.2 договора N 572, земельный участок предоставляется на условиях временного пользования сроком до 01.05.2025 года для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений.
22.04.2013 года между администрацией и дочерним предприятием публичного акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий заключено соглашение о внесении изменений к договору N 572 от 02.11.2000 на право временного пользования землей.
Пунктом 3 соглашения о внесении изменений к договору N 572 от 02.11.2000 года на право временного пользования землей от 22.04.2013 года установлено, что в пункте 1.2. договора после цифр "01.05.2015" слова: "для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений" заменить на слова: "для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений".
15.10.2013 года на основании договора N 572 и соглашения о внесении изменений Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе были внесены сведения о земельном участке.
03.04.2013 года дочернему предприятию публичного акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий, Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество - нежилое помещение, административное строение, расположенное по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, д. 1, общей площадью 335,3 кв. м.
Распоряжением Департамента от 24.09.2015 года N 395 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв. м" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв. м, кадастровый квартал 91:03:001019.
Распоряжением Департамента от 07.10.2015 года N 542 "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв. м" включено в Реестр субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв. м, кадастровый номер 91:03:001016:381, вид разрешенного использования земельного участка: "Историческая (код 9.3)".
Впоследствии Распоряжением Правительства Севастополя от 16.10.2015 года N 820-РП "О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка площадью 146323 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар" (далее - Распоряжение N 820-РП) предоставлен Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя "Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя" с целью сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурный земельный участок из земель категории: "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146324 кв. м (контур 1 площадью 31509,65 кв. в., контур 2 площадью 111179,90 кв. м, контур 3 площадью 883,18 кв. м, контур 4 площадью 1238,33 кв. м, контур 5 площадью 1512,44 кв. м), расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, с разрешенным видом использования: "Историческая (код 9.3)", в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 07.10.2015 года N 91/12/15-119803.
Не согласившись с вышеуказанными распоряжениями, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В силу части 4 названной статьи АПК РФ обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса и не является исчерпывающим. Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Таким образом, исходя из положений статей 9, 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выявление реального правового и фактического интереса заявителя в обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением являлось предметом исследования судами первой и апелляционной инстанции. Аналогичные вопросы ставились заявителю кассационной жалобы и судом округа.
Так, наличие нарушенного права заявитель усматривает в невозможности использования спорного земельного участка по его функциональному назначению, а также невозможности эксплуатации находящегося на спорном земельном участке объекта недвижимости. Кроме того, указывает на наличии спора о границах двух земельных участков.
Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума N 10/22 от 29.04.2010 года, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).
В части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ закреплено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Верно применяя положения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, проанализировав положения статей 31, 34 Устава города Севастополя, статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя", Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 года N 521-ПП "О признании постановления Правительства Севастополя от 17.03.2015 года N 188-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" утратившим силу и об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в новой редакции", а также Положения об учете имущества собственности города Севастополя и ведении Реестра собственности города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 года N 702, суды верно заключили, что оспариваемые заявителем распоряжения N N 395, 542 приняты Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах полномочий и в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность.
Материалами дела установлено, что 03.12.2014 года ООО "Крымтур" привело свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, путем регистрации в качестве юридического лица РФ на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Доказательств переоформления прав на спорный земельный участок в аренду материалы дела не содержат.
Следовательно, ни принятие распоряжения Департамента от 24.09.2015 года N 395 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146324 кв. м", ни распоряжения Департамента от 07.10.2015 года N 542 "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146324+/-215 кв. м" безусловно не свидетельствуют о нарушении права общества как титульного пользователя земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, а реальное наличие препятствий для переоформления ранее существовавших прав носит предположительный характер.
Довод заявителя жалобы о наличии препятствий в пользовании объектом недвижимости и спорным участком подлежит оценке при рассмотрении соответствующих гражданско-правовых требований в рамках иного способа защиты права, а не в делах, рассматриваемых в рамках положений Главы 24 АПК РФ.
Верно применяя положения Закона города Севастополя от 07.08.2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" в совокупности с Уставом города Севастополя от 14.04.2014 года N 1-ЗС, Законом города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", суды пришли к обоснованным выводам о том, что при принятии распоряжения N 820-РП Правительство действовало в пределах своих полномочий.
Кроме того, судами принято во внимание, что указанное оспариваемое распоряжение принято на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 N 542 "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Исторический бульвар, площадью 146 323 кв. м +/- 215 кв. м", которое исполнено путем внесения 09.10.2015 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в Единый государственный реестр прав сведений о государственной регистрации права собственности города федерального значения Севастополя на земельный участок, площадью 146 323,00 кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация, г. Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар.
В этой связи суды верно резюмировали, что между сторонами имеет место спор о праве на недвижимое имущество, который не подлежит рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, регулирующей производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В связи с этим заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, которое, по его мнению, нарушено оспариваемым распоряжением и должно быть восстановлено.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований общества не имелось, в связи с чем данный вывод судов является обоснованным.
Поскольку выводы судов не привели к принятию неверного решения, а доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.01.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 по делу N А84-2976/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
...
Материалами дела установлено, что 03.12.2014 года ООО "Крымтур" привело свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, путем регистрации в качестве юридического лица РФ на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
...
Верно применяя положения Закона города Севастополя от 07.08.2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" в совокупности с Уставом города Севастополя от 14.04.2014 года N 1-ЗС, Законом города Севастополя от 30.04.2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", суды пришли к обоснованным выводам о том, что при принятии распоряжения N 820-РП Правительство действовало в пределах своих полномочий."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2017 г. N Ф10-2811/17 по делу N А84-2976/2016
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2811/17
21.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2194/16
17.01.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2976/16
20.12.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2194/16