г. Калуга |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А68-5196/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 6 сентября 2017.
В полном объеме постановление изготовлено 12 сентября 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Якимова А.А. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании представителей:
от Акционерного общества "Тулагоргаз" (300012, г.Тула, ул.М.Тореза, д.5): Андреева Л.В. по доверенности от 09.01.2017,
от Комитета Тульской области по тарифам (300041, г.Тула, пр.Ленина, д.2): Подосенов А.А. по доверенности от 16.03.2017 N 40-01-11/552,
от Общества с ограниченной ответственностью "Гестор" (300013, г.Тула, ул.Серебровская, д.31, оф.1): не явились, извещены надлежаще,
от Федеральной антимонопольной службы (125993, г.Москва, ул.Садовая-Кудринская, д.11): не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Тулагоргаз" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2016 (судья Рыжикова Н.А.) постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А68-5196/2016,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тулагоргаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Комитета Тульской области по тарифам от 09.06.2016 N 19/1 об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО "Тулагоргаз" по индивидуальному проекту: "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями по ул. Н. Неман в г. Туле" (пункт 1 постановления).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 решение суда области оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель Комитета Тульской области по тарифам (далее - комитет) поддержал позицию, изложенную в ранее направленном отзыве.
ФАС России письменно ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. ООО "Гестор", извещено надлежащим образом, явку полномочного представителя не обеспечило. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами 05.12.2014 между обществом и ООО "Гестор" заключен договор о подключении объекта капитального строительства N 41364/55956, согласно которому общество приняло на себя обязательства осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО "Гестор" к принадлежащей обществу на законном праве сети газораспределения с учетом максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в Технических условиях, а ООО "Гестор" обязался оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (п. 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение) составляет 749 030 руб.
Согласно пункту 4.2 договора окончательный размер платы за подключение (технологическое присоединение) устанавливается Комитетом Тульской области по тарифам в соответствии с законом N 35-ФЗ от 05.04.2013 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты".
Общество 29.04.2016 обратилось в комитет по вопросу утверждения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства по проекту: "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Н. Неман в г. Туле" к системе газораспределения АО "Тулагоргаз" в размере 2 029,29 тыс. руб. (без НДС).
В ходе рассмотрения заявления экспертной группой комитета проведена экспертиза представленных материалов; из заявленных предприятием расходов по разделу "Выполнение технических условий" экспертной группой скорректированы, в том числе, расходы на оплату труда: заработная плата пересчитана в соответствии с расчетными индексами пересчета сметной стоимости Тульской области за 4 квартал 2015, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Департамента строительства Правительства Тульской области.
Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 09.06.2016 N 19/1 "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО "Тулагоргаз" утверждена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Н. Неман в г. Туле" в размере 1 448,43 тыс. руб. (без НДС) (пункт 1 постановления).
Общество, считая данный пункт постановления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды, руководствуясь положениями ст.ст. 198, 200, 201 АПК РФ, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу положений Закона N 69-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации") плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).
Верно применяя совокупность положений пунктов 59, 96 Правил N 1314, суды заключили, что подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, одним из существенных условий которого является плата за подключение, устанавливаемая уполномоченным органом.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, предусматривают расчет тарифов (платы) с учетом экономической обоснованности расходов.
Согласно пункту 17 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3, плата за технологическое присоединение в случаях, для которых она определяется по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных ГРО выданных технических условий, а также проектной документации.
Пунктом 105 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 установлено, что после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы: а) заключенный договор о подключении; б) технические условия (если выдавались); в) положительное заключение экспертизы проектной документации сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Суды верно резюмировали, что плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту утверждается на основании технических условий и проектной документации.
Как верно указали суды, проектная документация разрабатывается с использованием Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2009 N 620. При этом в соответствии с пунктом 2.2.4 Методических указаний базовая цена проектной документации, а также стоимость строительства определяется на основании территориальных (федеральных) единичных расценок в ценах 2001 года. Цены 2001 года приводятся к действующим ценам с использованием коэффициентов сметной стоимости. Коэффициенты сметной стоимости учитывают, в том числе инфляцию за период с 2001 года по настоящее время.
Одновременно суды верно обратили внимание, что стоимость строительства определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1. При этом согласно пункту 2.13 указанной Методики сборники единичных расценок (ЕР) на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (далее - ТЕР) и отраслевые (далее - ОЕР). Расходы на строительство, рассчитанные на основании проектной документации (согласно ТЕР-2001), учитывают не только стоимость материалов на строительство, но и расходы на оплату труда.
Проанализировав приведенные нормы в совокупности, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно обратили внимание, что Методическими указаниями (приказ N 101-э/З) не предусмотрен расчет на основании фактических данных организации, то есть не в соответствии с ТЕР 2001.
Одновременно заявителем не обоснована возможность определения спорных затрат с применением фирменных сметных нормативов.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что услуги по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, как в случае применения стандартизированных тарифных ставок, так и в случае работ по индивидуальному проекту, носят аналогичный характер, и, соответственно, расчет стоимости подключения для всех групп абонентов должен осуществляться на основе единообразных подходов.
В связи с изложенным, суды верно отметили, что регулирующий орган учел расходы на оплату труда в соответствии с действующим законодательством.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2016 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по делу N А68-5196/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
А.А. Якимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.