г.Калуга |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А83-9759/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2017.
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меженным А.А.,
при участии:
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (ОГРН 1149102022013, ИНН 9102015002): Якубова С.С. - представитель (доверенность 09.01.2017 N И82-09/17);
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Поликлиника медицинских осмотров" (ОГРН 1159102033705, ИНН 9102161123): Резниченко А.А. - представитель (доверенность 11.09.2017 N 4), Зелинский К.А. - представитель (доверенность 11.09.2017 N 4), Воронов Р.В. - главный врач (приказ от 10.02.2017 N 196-РС);
от Министерства здравоохранения Республики Крым (ОГРН 1149102018504 ИНН 9102012869): Таирова Г.И. - представитель (02.03.2017 N 01/1495-01-05);
от Территориального отдела по г. Симферополю и Симферопольскому району Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (ОГРН 1147746464403 ИНН 7707832944): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2017 (судья Ищенко Г.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 (судьи Голик В.С., Вахитов Р.С., Калашникова К.Г.) по делу N А83-9759/2016,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее - Росздравнадзор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Поликлиника медицинских осмотров" (далее - ГУП РК "ПМО") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Росздравнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзывах на нее, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, с 05.12.2016. по 08.12.2016 на основании приказа от 15.11.2016 N П82-226/16 Росздравнадзором была проведена внеплановая выездная проверка ГУП РК "ПМО" по адресу: 295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. К. Маркса, д. 19.
Проверкой установлено отсутствие выданного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года документа о соответствии санитарным правилам или выданного в соответствии с законодательством РФ (санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения осуществляемых услуг; отсутствие документов, подтверждающих прохождение в установленном порядке повышения квалификации по специальности "профпатология" или наличие действующего сертификата по специальности "профпатология"; отсутствие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании у юридического лица, индивидуального предпринимателя медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 08.12.2016 N 82ВВыезд-148/16.
12.12.2016 административным органом в отношении ГУП РК "ПСО" составлен протокол N 100 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Росздравнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГУП РК "ПСО" к административной ответственности по части 4 статье 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из недоказанности нарушений, вмененных ГУП РК "ПСО".
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 примечания к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции Федерального конституционного закона от 29.12.2014 N 20-ФКЗ) Правительство Российской Федерации вправе определить виды деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями указанного Федерального закона при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии, а также федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, и органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 207).
В позицию 3 указанного Перечню включена медицинская деятельность и определен срок (не позднее 1 октября 2017 года), в течение которого допускается осуществление соответствующего вида деятельности без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с Постановлением N 207 допускается осуществление медицинской деятельности в течение указанного срока без получения лицензии при соблюдении временных обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
Судами установлено, что ГУП РК "ПМО" осуществляет деятельность на основании Уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 01.06.2015 без получения лицензии, от 22.05.2015, зарегистрированного в Территориальном органе Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю 22.05.2015 N 395.
Перечень грубых нарушений временных обязательных требований установлен приложением N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.04.2015 N 220н "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Перечень грубых нарушений).
Пунктом 5 Перечня грубых нарушений к грубым нарушениям временных обязательных требований отнесено отсутствие выданного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014, документа о соответствии санитарным правилам или выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения осуществляемых работ (услуг).
Как установлено судами, у ГУП РК "ПМО" имеются в наличии документы, выданные в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014, а именно: положительное заключение Государственной санитарно - эпидемиологической службы (по месту проведения деятельности) о соответствии имеющихся помещений требованиям санитарных норм и правил относительно осуществления медицинской деятельности (от 11.01.2011 N 2), а также лицензия Министерства охраны здоровья Украины по осуществлению медицинской деятельности (срок действия - бессрочно с 10.02.2011).
Судами также установлено, что ГУП РК "ПМО" предоставляет медицинские услуги из числа указанных в уведомлении от 22.05.2015 N 395, в необходимом объеме имеются медицинские изделия (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), с наличием всей необходимой документации. В материалах дела имеется договор на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники и оборудования от 22.02.2016, заключенный с ООО "Медтехника - Сервис". ГУП РК "ПМО" оказывает медицинские услуги узкого профиля - медицинские осмотры.
В свою очередь, административный орган указывает на отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения непосредственно на осуществляемые ГУП РК "ПМО" виды медицинской деятельности, а также на отсутствие принадлежащих ГУП РК "ПМО" медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и предусмотренных Порядками оказания медицинских услуг по соответствующему профилю.
Указанные доводы административного органа заслуживают внимания, однако сами по себе не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку на момент рассмотрения кассационной жалобы трехмесячный срок давности привлечения ГУП РК "ПМО" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установленный статьей 4.5 КоАП РФ и в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляемый при длящемся правонарушении с момента обнаружения (акт проверки от 08.12.2016) истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого отказано в привлечении к административной ответственности, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 по делу N А83-9759/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.