г.Калуга |
|
13 сентября 2017 г. |
Дело N А84-5077/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2017.
Полный текст постановления изготовлен 13.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меженным А.А.,
при участии:
от конкурсного управляющего Государственного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" Алешина Дмитрия Олеговича: Гайдаш О.А. - представитель (доверенность от 01.06.2017 б/н);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя (ОГРН 1147746402033, ИНН 7707831370): Семибратьева М.О. - представитель (доверенность от 10.01.2017 N 02-14/00054);
от Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (ОГРН 1147746357164, ИНН 7707830464): Панченко Н.С. - представитель (доверенность от 26.12.2016 N 01-53/54);
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу конкурсного управляющего Государственного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" Алешина Дмитрия Олеговича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.02.2017 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Омельченко В.А.) по делу N А84-5077/2016,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Государственного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" Алешин Дмитрий Олегович (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя (далее - Инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 10.10.2016 N 5036А.
Дело рассматривалось с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - Управление ФНС), Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своего представителя не направил, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанного лица.
Законность судебного акта проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Государственное предприятие "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" (далее - ГП "Совхоз-завод им. П. Осипенко", предприятие) является юридическим лицом, учрежденным по праву Украины и зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины (идентификационный код 00412872).
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 17.08.2015 по делу N А84-1509/2015 принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко". Определением от 09.09.2015 в отношении ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2016 по делу N А84-1509/2015 ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Определением суда от 11.05.2016 конкурсным управляющим предприятия назначен арбитражный управляющий Алешин Д.О.
В соответствии с протоколом общего собрания кредиторов ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" от 01.09.2016 по результатам рассмотрения комплекса вопросов о внесении изменений в учредительные документы должника, в частности решено: принять организационно правовую форму - "Государственное унитарное предприятие"; присвоить наименование - "Государственное унитарное предприятие "Совхоз-завод имени Полины Осипенко"; утвердить новую редакцию устава Государственного унитарного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко"; поручить конкурсному управляющему Алешину Д.О. внести сведения о должнике - юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации.
01.10.2016 конкурсный управляющий ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" Алешин Д.О. обратился в Инспекцию ФНС с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о Государственном унитарном предприятии "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" как о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, представив следующие документы: заявление по форме N Р18001; устав (новая редакция) Государственного унитарного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко", утвержденный протоколом собрания кредиторов от 01.09.2016 N 2; протокол заседания комитета кредиторов ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" от 30.09.2016; протокол собрания кредиторов ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" от 01.09.2016 N 2; решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2016 по делу N А84-1509/2015 о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства; определения Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-1509/2015 от 11.05.2016 и от 18.07.2016.
10.10.2016 Инспекцией принято решение N 5036А об отказе в государственной регистрации на основании пункта "а" части 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку заявление о банкротстве предприятия лица подано в Арбитражный суд г. Севастополя 10.06.2015 года и на данное лицо не распространяются положения Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ).
Решением Управления ФНС от 17.11.2016 N 07-15/08421 жалоба конкурсного управляющего ГП "Совхоз-завод им. П.Осипенко" Алешина Д.О. на решение Инспекции от 10.10.2016 N 5036А об отказе в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 10.10.2016 N 5036А об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что статья 1 Закона N 154-ФЗ не распространяется на предприятие, а также исходил из того, что документы, представленные для регистрации в Инспекцию, содержали недостоверные сведения и не соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для регистрации юридического лица. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о том, что статья 1 Закона N 154-ФЗ в отношении предприятия неприменима.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и исходит при этом из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2014) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или данным пунктом.
Следовательно, предприятие имело право привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Закона N 154-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу данного Закона сведения о должнике - юридическом лице не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом в деле о банкротстве должника в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обязан обратиться с заявлением о внесении сведений о должнике - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц не ранее даты введения арбитражным судом в соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 154-ФЗ процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не позднее окончания соответствующей процедуры. Решение о внесении изменений в учредительные документы должника или иные решения, являющиеся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документов должника принимаются первым собранием кредиторов.
Предусмотренные пунктом 16 статьи 1 Закона N 154-ФЗ процедуры осуществляются по правилам статьи 19 Закона N 52-ФЗ.
Таким образом, регулирование процедуры банкротства со дня вступления Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию по делам, находящимся в производстве, осуществляется по законодательству Российской Федерации о банкротстве. При этом на арбитражном управляющем лежит обязанность обратиться с заявлением о внесении сведений о должнике - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, что не может быть осуществлено без внесения изменений в учредительные документы должника.
Действительно, пунктом 1 статьи 1 Закона N 154-ФЗ предусмотрено, что данная статья устанавливает особенности несостоятельности (банкротства) и государственной регистрации всех должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на указанную дату (далее - хозяйственный суд), а также особенности приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя.
Вместе с тем, в отсутствие правового регулирования должник, в отношении которого дело о несостоятельности (банкротстве) возбуждено после 18.04.2014, не может быть лишен возможности осуществить перерегистрацию в целях обеспечения деятельности, направленной на надлежащее осуществление процедур несостоятельности (банкротства), приобретение правоспособности в пределах несостоятельности должника и на возможность его легального участия в гражданском обороте в ходе процедур банкротства, открытие расчетного счета и др., что не противоречит смыслу пункта 9 статьи 19 Закона N 52-ФЗ.
Порядок перерегистрации должника, в отношении которого после 18.04.2014 возбуждено дело о банкротстве, законодательством не урегулирован, что не исключает применение к спорным правоотношениям пункта 16 статьи 1 Закона N 154-ФЗ по аналогии.
Вместе с тем, при вынесении решения суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункты 1, 5 статьи 8 Закона N 161-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 161-ФЗ уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Таким образом, изменения в устав предприятия подлежали утверждению органом, уполномоченным от имени Республики Крым, как учредителем и собственником имущества.
В силу статьи 10 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Пунктом 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 данной статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность регистрирующего органа проверить достоверность включаемых в единый государственный реестр юридических лиц изменений устава юридического лица или иных данных, не связанных с изменениями устава.
Пунктами 1.4, 3.2 и 3.6 Устава Государственного унитарного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" предусмотрено, что учредителем данного предприятия является субъект Российской Федерации в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Уставный фонд предприятия формируется за счет закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения активов и составляет 40 164 588,45 руб. Источниками формирования имущества предприятия является, в том числе, имущество, переданное предприятию его собственником или уполномоченным им органом.
Аналогичные сведения указаны заявителем в заявлении формы Р18001, согласно которому учредителем Государственного унитарного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" является субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Оценив материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение вышеуказанных требований в целях внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о Государственном унитарном предприятии "Совхоз-завод имени Полины Осипенко" заявителем не представлены решение уполномоченного государственного органа города федерального значения Севастополя о приведении учредительных документов ГП "Совхоз-завод им. П. Осипенко" в соответствие с законодательством Российской Федерации, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за предприятием на праве хозяйственного ведения, а устав Государственного унитарного предприятия "Совхоз-завод имени Полины Осипенко", утвержденный собранием кредиторов и не утвержденный Департаментом, не является надлежащим образом оформленным документом, необходимый для государственной регистрации.
Суд округа признает необоснованными доводы жалобы о том, что принятие решения собранием кредиторов от 01.09.2016 о внесении изменений в учредительные документы должника, учредителем и собственником имущества которого является город федерального значения Севастополь, соответствует требованиям Закона N 154-ФЗ и является достаточным само по себе, без учета требований Закона N 161-ФЗ, поскольку полномочия учредителя предприятия в рассматриваемой части к арбитражному управляющему на основании статей 126, 129 Закона о несостоятельности не переходили, а положения Закона N 154-ФЗ и Закона N 161-ФЗ по вопросу принятия решения о внесении изменений в учредительные документы и их утверждении являются взаимодополняющими.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным оспариваемого решения Инспекции не имеется.
Недоказанность нарушения прав и законных интересов предпринимателя в соответствии со положениями части 3 статьи 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного судебные акты, которым подтверждено отсутствие оснований для осуществления государственной регистрации предпринимателю земельного участка (а следовательно, отсутствие законного интереса данного лица, нарушенного оспариваемым отказом Инспекции, вне зависимости от мотивов, положенных в основание отказа), не подлежат отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.02.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А84-5077/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.