г.Калуга |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А84-3790/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессонова Е.В. Якимова А.А. |
при участии:
от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" (Республика Крым, г.Севастополь, г.Инкерман, ул.Межинского, д.9): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт - Строй" (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Брестская, д.18Б): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Департамента городского хозяйства города Севастополя в лице Управления содержания и эксплуатации жилищного фонда (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Николая Музыки, д.50): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Фонда содействия капитальному ремонту города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул. Фиолентовское шоссе д.1/1): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Яворской Светланы Александровны (Республика Крым, г.Севастополь): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Севастополя "УК "Инкерман" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 (судьи Евдокимов И.В., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А84-3790/2016,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" (далее - предприятие, ГУПС "УК "Инкерман") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя о признании незаконным и отмене предписания N 124 от 23.06.2016, выданного Главным управлением государственного жилищного надзора города Севастополя (далее - административный орган, Госжилнадзор).
Определением суда от 31.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Яворская Светлана Александровна.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2017 по делу N А84-3790/2016 в удовлетворении заявления Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Инкерман" о признании незаконным и отмене предписания N 124 от 23.06.2016, выданного Главным управлением государственного жилищного надзора города Севастополя, отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2017 по делу N А84-3790/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2017 и постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А84-3790/2016 государственное унитарное предприятие Севастополя "УК "Инкерман" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции приняв по делу новый судебный акт ссылаясь на то, что Управление жилищного надзора вышло за пределы своих полномочий осуществляя защиту прав потребителя; нарушило порядок проведения проверки, предписание не определяет конкретного наименования работ, их нормативное обоснование, объем, сроки, периодичность. Кроме того, заявитель полагает, что предписание требует выполнения капитального ремонта, а не текущего.
Отзывов от иных лиц участвующих в деле в суд кассационной инстанции не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Судами установлено, что Яворская С.А. обратилась 31.05.2016 в Госжилнадзор с жалобой на неправомерное бездействие ГУПС "УК "Инкерман", которое не предпринимает мер по ремонту общего имущества дома N 10 по ул.Раенко в г.Севастополе, в результате чего в ее квартире обвалился потолок(чердачное перекрытие).
На основании указанной жалобы, 02.06.2016 начальником Управления Чагиной Г.И. издано распоряжения N 564 о проведении в период с 21.06.2016 по 24.06.2016 внеплановой выездной проверки соблюдения ГУПС "УК "Инкерман" обязательных лицензионных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно указанному распоряжению, целью проверки является проверка фактов, изложенных в обращении Яворской С.А., по вопросу содержания и ремонта общего имущества, а именно техническое состояние чердачного перекрытия в квартире 6 многоквартирного дома N 10 по ул.Раенко в г.Севастополе.
02.06.2016 за N 1129 заявителю Госжилнадзором направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки, к которому приложено распоряжение N 564.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки получено директором управляющей компании Кудряшовой М.Л.
По результатам проведённой проверки, в присутствии представителя заявителя - директора Кудряшовой М.Л., выявлены нарушения обязательных требований, а именно: в многоквартирном доме N 10 по ул.Раенко в квартире N 6 установлено частичное отсутствие штукатурного слоя чердачного перекрытия, частичные разрушения, следы намокания чердачного перекрытия, чем нарушены пункты 4.3.1, 4.3.2 "Правил и норм эксплуатации жилищного фонда" от 27.09.2003 N 170, пункт 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
По результатам внеплановой выездной проверки 23.06.2016 Госжилнадзором вынесено оспариваемое предписание N 124 в адрес ГУПС "УК "Инкерман", подписанное старшим инспектором отдела жилищного надзора Агаповой В.Ю., в соответствии с которым, в связи с установлением Управлением нарушения, а именно нарушение температурно-влажностного режима помещений не по вине проживающих, непринятие мер по устранению повреждений отделки квартир (от кровли), предписано в срок до 23.08.2016 восстановить целостность перекрытия в квартире N 6 многоквартирного дома N 10 по ул.Раенко. Предписание направлено заявителю почтой 24.06.2016.
Решением, оставленным в силе постановлением от 27.01.2017, суда первой инстанции в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания отказано, поскольку суды пришли к выводу, что проверка осуществлялась в рамках жилищного законодательства, факт ненадлежащего содержания общего имущества имеет место.
Не согласившись с решением и постановлением государственное унитарное предприятие Севастополя "УК "Инкерман" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции приняв по делу новый судебный акт.
Постановлением Правительства Севастополя от 23.03.2016 N 221-ПП утверждено Положение о Главном управлении государственного жилищного надзора города Севастополя в новой редакции. Пунктом 9.9 указанного Положения предусмотрено, что Госжилнадзор осуществляет в том числе: лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований: соблюдение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно распоряжению N 564 Госжилнадзором в период с 21.06.2016 по 24.06.2016 осуществлялась внеплановая выездная проверка соблюдения ГУПС "УК "Инкерман" обязательных лицензионных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в связи с обращением жителя многоквартирного дома N 10 по ул.Раенко.
Исходя из анализа вышеуказанных норм и обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае Госжилнадзором осуществлялся государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в отношении управляющей организации. Доводы жалобы о проведении проверки законодательства о защите прав потребителей, и о том, что проверка проводилась не по заявлению лица, проживающего в многоквартирном доме подлежат отклонению, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие согласования органов прокуратуры на проведение проверки и предварительного уведомления Общества о проведении проверки получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), части 4.2. статьи 20, части 3 статьи 196 ЖК РФ, пунктов 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Доводы Общества о неисполнимости предписания так же не могут быть приняты в связи со следующим. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой выездной проверки управляющей компании послужила жалоба Яворской С.А., содержащая сведения о неисполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
Статьями 161, 162 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, в связи с чем, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По договору управления многоквартирным домом от 15.03.2015, ГУПС "УК "Инкерман" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы в целях управления многоквартирным домом N 10 по улице Раенко.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 10 "Правил содержания имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (пункт 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
В соответствии с пункт 42 Правил N 491, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, утверждены "Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 3 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с пунктом 4 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", и порядке их оказания и выполнения установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, а именно: выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 разъяснено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, изложенные в "Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют параметры и условия, которые в полном объеме должны быть исполнены ответственными лицами и которым в целях обеспечения безопасности жильцов и сохранности жилого фонда в любом случае должны отвечать конструкции жилого дома.
В соответствии с пунктом 4.3.1. Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин;
- исправное состояние перекрытий, звукоизоляцию;
- устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития;
- восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В ходе проведённой проверки факт наличия недостатков был подтверждён и не оспаривается заявителем по данному делу.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что в результате частичного обрушения чердачного перекрытия и образования отверстия в потолке имеет место нарушение температурно-влажностного режима жилого помещения, повреждение отделки квартиры (от кровли), и на управляющую компанию возложена обязанность по восстановлению целостности перекрытия в квартире N 6 данного многоквартирного дома. Таким образом, предписание направлено на понуждение управляющей компании к выполнению ее обязанностей по текущему содержанию общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, восстановлению теплотехнических свойств чердачного перекрытия без проведения капитального ремонта.
Поэтому доводы заявителя о том, что стоимость услуг по капитальному ремонту не входит в тариф по содержанию и ремонту жилых помещений, что ремонт чердачных перекрытий данного дома 21.09.2016 приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя N 192-ОД "Об утверждении перечней объектов по реализации соответствующих мероприятий основного мероприятия 1 "Капитальный ремонт многоквартирных домов", подпрограммы 1 "Улучшения технического состояния и развития жилищного хозяйства города Севастополя" государственной программы города Севастополя "Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015-2020 годы", финансируемых за счет средств бюджета города Севастополя по Департаменту городского хозяйства города Севастополя в 2016 году" включен в перечень объектов, подлежат отклонению.
На основании изложенного суд округа поддерживает вывод обжалуемых судебных актов о том, что предписание Госжилнадзора от 23.06.2016 года выдано полномочным органом, является законным и обоснованным.
Поскольку при рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено, то кассационная жалоба Общества подлежат отклонению, как основанная на неправильном толковании норм права и направленная на переоценку доказательств.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А84-3790/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.