г. Калуга |
|
15 сентября 2017 г. |
Дело N А64-6671/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Гладышевой Е.В. Леоновой Л.В. Нарусова М.М. |
при участии в заседании:
от истца: индивидуальный предприниматель Покровская Ольга Анатольевна (ОГРНИП 315682900010002, ИНН 683101369742)
от ответчика: Администрация Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1036894107910, ИНН 6820005198) |
не явились, извещены надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А64-6671/2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Покровская Ольга Анатольевна (далее - ИП Покровская О.А.) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее - Администрация Тамбовского района) об обязании Администрации Тамбовского района Тамбовской области заключить без проведения торгов с Покровской О.А. договора аренды земельных участков с кадастровым номером 68:20:2701001:12827, площадью 1562 кв.м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п.Строитель, в южной части кадастрового квартала 68:20:2701001, используемого для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания; с кадастровым номером 68:20:5530001:415, площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель, в восточной части кадастрового квартала 68:20:5530001, используемого для строительства объектов дорожного сервиса (с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017, исковые требования ИП Покровской О.А. удовлетворены.
Администрация Тамбовского района обратилась в суд округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители истца и ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Покровская О.А. обратилась в Администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлениями от 12.12.2014 об утверждении актов выбора земельных участков, площадью 1562 кв.м и площадью 1 500 кв м, расположенных по указанным адресам, используемых для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и для строительства объектов дорожного сервиса.
Рассмотрев заявление Покровской О.А., учитывая публикацию в средствах массовой информации (газета "Притамбовье" N 59 от 26.11.2014) и отсутствие иных претендентов на предоставление данного земельного участка, Администрация Тамбовского района Тамбовской области постановлениями от 25.02.2015 N 617, от 25.02.2015 N 618 предварительно согласовала месторасположение объектов на земельных участках общей площадью 1562 кв.м и 1500 кв.м, расположенных по указанным адресам, утвержден акт выбора земельного участка для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
В письмах от 31.12.2015 N 1/11226, N 1/11227 на обращение ИП Покровской О.А. о заключении договоров аренды земельных участков Администрация Тамбовского района Тамбовской области указала на то, что спорные земельные участки могут быть предоставлены Покровской О.А. только на аукционе.
В связи с уклонением Администрации от совершения предусмотренных законом действий, направленных на предоставление ИП Покровской О.А. в аренду спорных земельных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суды исходили из следующего.
Исходя из положений статьи 606, части 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) следует, что предоставление земельного участка для целей, связанных со строительством, может производиться как посредством проведения торгов, так и без их проведения при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о предполагаемом представлении земельного участка и при отсутствии заявок от иных претендентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015, то есть на момент утверждения акта выбора участка) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В пункте 1 статьи 32 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) закреплено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 68:20:2701001:12827 и 68:20:5530001:415 30.09.2015 и 06.10.2015 соответственно.
Пунктом 18 статьи 1 Закона N 171-ФЗ, который вступил в силу 01.03.2015, статьи 28 - 34 ЗК РФ признаны утратившими силу.
При этом в части 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ определено, что до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.
Учитывая вышеприведенные правовые положения, и обстоятельства соблюдения всех необходимых требований при принятии решений о предварительном согласовании мест размещения объектов ИП Покровской О.А. (постановления Администрации Тамбовского района Тамбовской области от 25.02.2015 N 617, N 618), а так же то, что требование истцом заявлено до истечения трех лет со дня принятия указанных решений, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для проведения торгов.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также положениями части 4 статьи 445 ГК РФ, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 4 постановления от 24.03. 2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд удовлетворил заявленные исковые требования.
Ссылку Администрации Тамбовского района о несоблюдение истцом претензионного порядка, ввиду не направления в адрес ответчика проекта договора аренды земельного участка, отклонена судом со ссылкой на пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ. При этом суд указал, что на обращение ИП Покровской О.А. о заключении договоров аренды земельных участков без проведения торгов Администрация Тамбовского района Тамбовской области ответила отказами 31.12.2015. Обязанность подготовить проект договора возложена на Администрацию Тамбовского района Тамбовской области.
Ссылка заявителя на положения части 2 статьи 30 ЗК РФ, предусматривающие предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, подлежит отклонению, так как в данном случае обстоятельства дела связаны с принятием решений о предварительном согласовании мест расположения объектов на спорных земельных участках.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, являлись предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу N А64-6671/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
Л.В.Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.