город Калуга |
|
18 сентября 2017 г. |
Дело N А83-6108/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей |
Гладышевой Е.В. Циплякова В.В. |
при ведении протокола с/заседания помощником судьи |
Маркиной М.П. |
При участии в судебном заседании |
|
от истца: Крымский республиканский союз потребительских обществ
от ответчиков: Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымская торговая компания"
Совет Министров Республики Крым
Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосии Республики Крым
от третьих лиц: Государственный Совет Республики Крым
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "РАНОК" |
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще;
Володькин С.А., представитель по доверенности N 1/01-48/1748 от 12.04.2016, сроком на 3 года;
представитель не явился, извещены надлежаще;
Дусенко П.Н., представитель по доверенности N 28-50/103 от 23.03.2016, сроком на 3 года; Славкин Д.В., представитель по доверенности N 156 от 20.04.2017, сроком до 31.12.2017;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Крымского республиканского союза потребительских обществ, на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2017, дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 по делу N А83-6108/2015,
УСТАНОВИЛ:
Крымский республиканский союз потребительских обществ (далее - истец, союз потребительских обществ) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Совету Министров Республики Крым, государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымская торговая компания", муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице администрации города Феодосии Республики Крым о признании права собственности на здания весовой, мясомолочного павильона, магазина "Рыба", расположенные по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Крымская, д.19. Нежилые здания и сооружения рынка: навес, А, общая площадь 2278 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 89,9 кв.м, и парикмахерской пл. 30,4 кв.м., Б, общая площадь 129,3 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 170 кв.м, и баром общей площадью 32 кв.м., В, общая площадь 225,4 кв.м.; нежилое торговое здание с навесом и крыльцом торговой площадью 647,5 кв.м, и площадью общественного питания общей площадью 77,9 кв.м., Г, Г1, Г2, общая площадь 838,7 кв.м.; нежилое административно-торговое здание торговой площадью 13,3 кв.м., Д2, общая площадь 25,1кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 142,5 кв.м., Е, общая площадь 192,2 кв.м.; нежилое здание конторы, Ж, общая площадь 79,9 кв.м.; нежилое торговое здание с пристройками торговой площадью 97,1 кв.м., 3, з1, з2, общая площадь 101,4 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 73,6 кв.м, и площадью общественного питания 69,8 кв.м., О, общая площадь 157,0 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 163,7 кв.м, и парикмахерской площадью 37 кв.м., Р, общая площадь 227,4 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 497,4 кв.м, и площадью лаборатории 71,3 кв.м., С, общая площадь 657,3 кв.м.; нежилое торговое здание с пристройкой и крыльцами торговой площадью 261,7 кв.м., площадью общественного питания 132,4 кв.м, и площадью радиоузла 5,9 кв.м., Т, т, общая площадь 436,6 кв.м.; нежилое здание кафе с пристройкой с площадью общественного питания 51,5 кв.м., Ц, ц, общая площадь 56,3 кв.м.; нежилое торговое здание с тамбуром торговой площадью 20,7 кв.м., Ч, ч, общая площадь 32,4 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 225,4 кв.м., Ш, Ш1, общая площадь 261,2 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 52,9 кв.м., Э под А, общая площадь 86,8 кв.м.; нежилое торговое здание торговой площадью 369,9 кв.м., Я, общая площадь 369,9 кв.м.; крытый торговый павильон с крыльцом, A-а, общая площадь 185,1 кв.м.; нежилое здание магазина с навесом и крыльцом торговой площадью 33,6 кв.м., А-Б, а-б, общая площадь 38,1 кв.м.; подстанция, Ю; ворота, 1; ворота 2;ограждение, 3; калитка, 4; калитка, 5; ограждение, 6, расположенные по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, ул.Нахимова, 2 (далее - спорное имущество).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2017 (судья Ищенко И.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 (Тарасенко А.А., Остапова Е.А., Сикорская Н.И.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2017 (судья Ищенко И.А.), с истца взыскана государственная пошлина в размере 162 000 рублей.
Крымский республиканский союз потребительских обществ, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права, обратился с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда округа представитель ответчика Совета Министров Республики Крым возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представитель третьего лица Государственного Совета Республики Крым возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Представитель третьего лица МУП МО ГО Феодосия Республики Крым
"РАНОК" возражал против доводов кассационной жалобы, полагал судебные акты законными и обоснованными.
Заявитель жалобы и другие представители сторон, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в обоснование своих доводов истец ссылается на свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 14.02.2012 и извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 15.02.2012, в соответствии с которым истец является собственником спорного имущества, расположенного по адресу: г.Феодосия, ул.Нахимова, 2; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 16.09.2004 и извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 21.09.2004, в соответствии с которым истец является собственником спорного имущества, расположенного по адресу: г.Феодосия, ул. Крымская, д.19.
Истец, полагая, что объекты недвижимости, принадлежащие союзу потребительских обществ на праве собственности, незаконно включены в Перечень и переданы ответчикам, обратился с требованием о признании права собственности на спорное имущество.
Судебные инстанции, рассматривая спор по существу, исходя из фактических обстоятельств дела, правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно положений ч.3 ст.7, п.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Суды верно указали, что положениям п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - постановление N 2085-6/14).
Проанализировав вышеизложенные нормы действующего законодательства, ссылаясь на судебную практику по данному вопросу (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2016 N 310-КГ16-11632) суды верно указали, что постановление N 2085-6/14 является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество.
Указанным Приложением, в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, отражено следующее имущество: в пункте 13-Центральный рынок Феодосийского горкоопрынкторга, Крымпотребсоюза, расположенный по адресу: г. Феодосия, ул. Нахимова, 2; в пункте 29 - иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ, районных потребительских обществ, Союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной республики Крым", а также предприятий, организаций, входящих в их структуру, расположенных на территории республики Крым.
С учетом изменений, внесенных в постановление N2085-6/14, постановлением Государственного совета Республики Крым от 03.09.2014 N 2474-6/17, согласно которым спорные объекты недвижимого имущества входят в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, суды пришли к выводу, что с момента включения объектов недвижимости в указанный перечень, право собственности на него возникло у Республики Крым и прекратилось у прежнего правообладателя.
Ссылаясь на положения Приложения к постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", постановление Государственного Совета Республики Крым от 13.01.2016 N 954-1/16, пункты 1, 6 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность", а также распоряжение Совета министров Республики Крым от 12.07.2016 N 750-р, которым в приложения к распоряжению от 14.01.2016 N 3-p внесены изменения, суды указали, что безвозмездной передаче из государственной собственности в муниципальную собственность подлежало имущество, согласно приложению, в том числе, нежилые здания и сооружения рынка в целом, расположенные по адресу: г. Феодосия, ул.Нахимова,2.
Из материалов дела следует, что по передаточному акту от 18.01.2016 Министерство имущественных и земельных отношений передало Администрации города Феодосии Республики Крым в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым центральный рынок Феодосийского горкоопрынкторга Крымпотребсоюза, расположенный по адресу: г. Феодосия, ул. Нахимова,2 и иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансах Крымского республиканского союза потребительских обществ "Центральный союз потребительских обществ Автономной Республики Крым", а также предприятий, учреждений, организаций, входящих а их структуру, ООО "Кооперативная торгово-логистическая сеть", расположенное на территории Республики Крым.
Как установлено судами, решением 41-й сессии 1 созыва Феодосийского городского совета от 21.01.2016 N 512 "О даче согласия на принятие в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым из государственной собственности Республики Крым движимого и недвижимого имущества" дано согласие на принятие вышеуказанного имущества в муниципальную собственность.
При этом, Постановлением администрации города Феодосия Республики Крым от 26.02.2016 N 267 "О принятии имущества в муниципальную собственность и закреплении на праве хозяйственного ведения" спорное имущество принято в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "Ранок".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.10.2016, 18.10.2016, 02.11.2016, 03.11.2016 право на спорное недвижимое имущество зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым.
Таким образом, суды, с учетом вышеизложенных норм и обстоятельств дела, пришли к правомерному выводу, что момент возникновения права собственности Республики Крым на имущество, включенное в приложение к Постановлению N 2085-6/14, и момент возникновения права муниципальной собственности на имущество, безвозмездно переданное в муниципальную собственность Республикой Крым, не связаны с актом государственной регистрации права, соответственно, государственной или муниципальной собственности.
Более того, государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Республики Крым и муниципальных образований на территории Республики Крым является актом признания и подтверждения уже возникшего права (правоподтверждающим, а не правопорождающим актом).
Также, как верно отметили суды, истец не представил доказательств своего владения соответствующим имуществом, в связи с чем в силу п.п. 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (в редакции от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" им не может быть заявлен иск о признании права собственности.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на спорное имущество, посчитав недоказанным наличие у него ранее возникшего права собственности на имущество, являющееся предметом настоящего спора.
Кроме того, суд первой инстанции, распределяя судебные расходы, руководствуясь правилами ст.110 АПК РФ и ссылаясь на ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, п.22 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в судах", рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятыми Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, обоснованно определил размер подлежащей взысканию с истца государственной пошлины в размере 162 000 рублей.
Изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, являлись предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2017, дополнительное решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 по делу N А83-6108/2015 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.