Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 ноября 2004 г. N КА-А40/5201-04
(извлечение)
Правительство Москвы обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Минимущества России (впоследствии - Федеральное агентство по управлению имуществом) от 24.04.2003 г. N 1240-р.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 26 марта 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
При этом суд исходил из того, что в соответствии со ст. 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости. Суд пришел к выводу о том, что, издавая оспариваемое распоряжение, Минимущество РФ действовало в рамках своей компетенции и изданный им ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Не согласившись с судебным актом, Правительство Москвы подало кассационную жалобу в которой ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм п. 3 ст. 129, ст. 450-452, 622, 624 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 2, 28, 29, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 13, п.п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Постановления Правительства РФ от 07.08.02 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", п. 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Закона города Москвы от 14.05.2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", Закон Москвы от 26.02.1997 г. N 5 "О Правительстве Москвы".
По мнению Правительства Москвы, выводы суда о том, что ОАО "РТИ "Каучук" правомерно приватизировало земельный участок не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку способ приватизации противоречит ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Выводы суда не соответствуют установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, так как в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы. Часть земельного участка находилась в общем пользовании и не могла быть передана обществу в собственность, но это обстоятельство не было оценено судом. Минимущество РФ не могло было выносить оспариваемое постановление, так как это относиться к компетенции Правительства Москвы.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы, Префектуры ЦАО г. Москвы доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебный акт отменить, как неправомерный.
Представитель Федерального агентства по управлению имуществом в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, как неосновательных.
Проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права в порядке ст. 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из обстоятельств дела, ГП МПО "Каучук" было преобразовано в ОАО "РТИ-Каучук" решением Госкомимущества России от 25.06.1993 г. N 1083-р (с изменениями, внесенными распоряжением Мингосимущества России от 23.10.1998 г. N 1378-р) объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории земельного участка расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева вл. 11, стр. 101 внесены в уставной капитал ОАО "РТИ-Каучук" и являются его собственностью.
Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 24 апреля 2003 г. N 1240-р в собственность ОАО "РТИ-Каучук" предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровым N 77:01:05010:036, расположенный по вышеуказанному адресу для эксплуатации здания в производственных целях и благоустройства.
В п. 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
ОАО "РТИ-Каучук" как собственник объекта недвижимого имущества имело право на приватизацию спорного земельного участка, путем выкупа его по договору купли-продажи.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и принятого во исполнение пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю" решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
Поскольку решение о предоставлении зданий принимало Минимущество, то оно и праве было предоставить в собственность обществу земельные участки, необходимые для обслуживания и использования зданий.
Наличие договора краткосрочной аренды земельного участка не препятствует осуществить собственнику зданий, строений и сооружений свое право на приватизацию земельного участка, занятого под названными объектами недвижимого имущества.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный земельный участок не является землями общего пользования, поэтому довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для приватизации его обществом неправомерен, получил оценку суда.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено уполномоченным органом в пределах своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя и основания для признания его недействительным отсутствуют.
Все доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная правовая оценка.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2004 г. по делу N А40-56972/03-92-647 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2004 г. N КА-А40/5201-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании