г. Калуга |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А84-3986/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 по делу N А84-3986/2016,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь, (далее - истец) в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского Флота" о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 3 109 674,45 руб.
Определением суда от 29.11.2016 в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений", исходя из того, что объекты недвижимости, включающие точки учета электроэнергии, относительно которых заявлены требования о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии находятся в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017 (судья Погребняк А.С.) в удовлетворении иска ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" в лице филиала ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" к ФКУ "Управление Черноморского Флота", ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России отказано.
Иск ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворен частично. С Министерства обороны РФ в пользу истца взыскана стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в сумме 1 306 680,66 руб. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 (судьи Мунтян О.И., Рыбина С.А., Черткова И.В.) решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обороны РФ обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, суд кассационной инстанции считает необходимым решение и постановление арбитражных судов по настоящему делу отменить и направить дело на новое рассмотрение, исходя из нижеизложенного.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 02.09.2003 между ОАО "ЭК Севастопольэнерго" (далее - поставщик) и "64 Управление начальника работ" Минобороны РФ (далее - потребитель) был заключен Договор 3456 на поставку электроэнергии, по условиям которого поставщик поставляет электроэнергию потребителю, а потребитель оплачивает поставщику стоимость электроэнергии и осуществляет другие платежи, согласно условиям Договора.
Дополнительным соглашением от 27.07.2006 включены точки учета в Договор поставки, а именно:
- общежитие N 4 б. Голландия;
- общежитие N 1 по ул. Флагманской, 4;
- общежитие N 2 по ул. Бреста 55;
- общежитие 3 по ул. Острякова, 61,
- общежитие бух. Казачья 20.
31.10.2014 "64 Управление начальника работ" Минобороны РФ обратилось в адрес ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" с просьбой в срок до 20.12.2014 произвести расчет и выставить счета за услуги, представить акт сверки в связи с окончанием договорных отношений 31.12.2014.
01.03.2015 между ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" (гарантирующий поставщик) и ГУПС "УК "Общежития Севастополя" (исполнитель) был заключен Договор энергоснабжения N 384893126, по условиям которого ГП обязался осуществлять продажу электрической энергии в точках поставки на границе балансовой принадлежности в необходимом объеме, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) АРБП, оказывать через привлеченные Сетевые организации услуги по передаче электроэнергии и иные услуги, непосредственно связанные с процессом снабжения электроэнергией, а исполнитель обязался оплачивать приобретенную для нужд потребителей электроэнергию и оказанные услуги, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанного с потреблением электроэнергии.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя в федеральную собственность" из собственности города Севастополя в федеральную собственность было передано недвижимое имущество, согласно представленного перечня, в том числе: общежития N 2 по ул. Г. Бреста, д. 55, ул. Флагманская, 4, общежития 14 причал Голландия, ул. Казачья 20, общежитие 5 Фиолент.
26.03.2015 ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" (далее - Гарантирующий поставщик) и ФКУ "Управление ЧФ" (далее - государственный заказчик) заключили Государственный контракт на энергоснабжение N 481501111/4, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался продавать электрическую энергию (мощность) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя в пределах мощности, разрешенной технической документации на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электроэнергии Потребителю, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую продукцию.
21.09.2015 Филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" обратился в адрес Департамента городского хозяйства Правительства Севастополя с просьбой предоставить информацию о том, под чьим управлением находятся объекты общежитий, ранее находящихся на балансе УНР-64. При этом, с начала 2015 г. по данным объектам не проводятся начисления и оплата за потребленную энергию. Фактическое потребление энергии на указанных объектах проходит без договора, на основании чего истец просил назначить управляющую компанию, которая будет являться исполнителем коммунальных услуг для общежитий с января 2015 г. и примет на себя образовавшиеся долги за бездоговорной период, после чего филиалом будут оформлены договорные отношения на поставку коммунального ресурса на объекты общежитий.
Аналогичное письмо было направлено Командующему ЧФ РФ 15.10.2015.
12.11.2015 Департамент городского хозяйства Севастополя сообщил, что общежития, ранее находящиеся на балансе УНР 64 находятся в собственности Минобороны РФ, закреплены за Черноморским Флотом РФ.
09.12.2015 между Минобороны РФ (заказчик) и ГУПГС "Управляющая компания "Общежития Севастополя" был заключен Договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ на основании решения N 1 от 01.11.2015, по условиям которого заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а Управляющая организация по заданию заказчика в соответствии с приложениями к Договору принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, указанным в Перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилья, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилым фондом деятельность.
Договор вступил в силу с момента его подписания и действует до 09.12.2016.
Согласно приложению N 2-1, перечень объектов, переданных в обслуживание обслуживающей организации: ул. Флагманская, 4, ул. Г. Бреста, 55, пр. Ген. Острякова 61, 14 причал, ул. Авиаторов 16, 13, м. Фиолент, в/ч 60135, ул. Федоровская, 47, ул. Военных Строителей 10/5, 10/4, Любимовка, в/ч 80159.
17.12.2015 ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" был составлен Акт N ОТОП-5-12/15 о бездоговорном потреблении электрической энергии на объекте - Общежитие N 3 по ул. Острякова, д. 61, корпус 1, 2.
Со стороны потребителя акт не был подписан.
В адрес ФКУ "Управление ЧФ РФ" были направлены также следующие документы:
- Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 по общежитию N 2 по ул. Г. Бреста, д. 55;
- Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 по общежитию по ул. Флагманская, д. 4;
- Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-3-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 14 причал Голландия;
- Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 по общежитию ул. Казачья, д. 20;
- Акт о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-6-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 5 Фиолент.
- счет на оплату стоимости бездоговорного электропотребления N 65542 от 25.12.2015 на сумму 1306680,66 руб.
Со стороны потребителя данные акты не были подписаны.
12.01.2016 ГУПС УК "Общежития Севастополя" обратился в ФПАО "ЭК "Севастопольэнерго" с просьбой заключить дополнительное соглашение о включении точек учета электроэнергии в действующий договор N 384893126 от 01.03.2015 по адресам: пр. Ген. Острякова, 61; ул. Флагманская, 4; ул. Г. Бреста 55; Голландия 14 причал, находящиеся на обслуживании согласно договора 935 от 10.12.2015.
23.05.2016 Филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" обратился к ФКУ "Управление ЧФ" с претензией по оплате счета за бездоговорное электропотребление в соответствии с Актами о бездоговорном потреблении электроэнергии: N ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 по общежитию N 2 по ул. Г. Бреста, д. 65; N ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 по общежитию по ул. Флагманская, д. 4; N ОТОП-3-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 14 причал Голландия; N ОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 по общежитию ул. Казачья, д. 20; N ОТОП-6-12/15 от 23.12.2015 по общежитию 5 Фиолент, по выставленному к оплате счету на N 65542 от 25.12.2015 на сумму 1 306 680,66 руб.
23.05.2016 Филиал ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" обратился к ФКУ "Управление ЧФ" с претензией по оплате счета за бездоговорное электропотребление в соответствии с Актом о бездоговорном потреблении электроэнергии N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015 по общежитию N 3 по пр. Ген. Острякова, 61 - корп. 1 и 2, по выставленному к оплате счету на N 65546 от 28.12.2015 на сумму 1 802 993,79 руб. Указанную задолженность истец просил оплатить в 10-дневный срок.
01.07.2016 ФКУ "Управление ЧФ" направило ответ на претензию по оплате счета за бездоговорное потребление электроэнергии, указав, что в государственный контракт энергоснабжения от 26.03.2015 N 481501111, заключенный между ФКУ "Управление ЧФ РФ" и филиалом ПАО "ЭК "Севастопольэнерго", общежития, указанные претензии от 23.05.2016 N 4872/0/2-16: общежитие N 2 ул. Г. Бреста, д. 55, общежитие по ул. Флагманская, д. 4, общежитие причал 14 Голландия, общежитие ул. Казачья, д. 20, общежитие N 5 Фиолент включены не были.
Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195 РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя в федеральную собственность" определен Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерства обороны РФ в лице ФГКУ Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В соответствии с приложением к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП в перечень переданного имущества вошли общежития, указанные в претензии от 23.05.2016 N 4872/0/2-16: общежитие N 2 по ул. Г. Бреста, д. 55, общежитие по ул. Флагманская, 4, общежитие причал 14 Голландия, общежитие ул. Казачья 20, общежитие N 5 Фиолент.
Исходя из изложенного, ФКУ "Управление ЧФ" указало, что не является стороной указанных правоотношений, в связи с чем бездоговорное потребление электроэнергии собственниками и пользователями помещений общежитий возникнуть не может.
01.07.2016 ФКУ "Управление ЧФ" направило ответ на претензию по оплате счета за бездоговорное потребление электроэнергии, указав, в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя в федеральную собственность" определен Перечень недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерства обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 214 приложения к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195 в перечень переданного имущества также вошло общежитие N 3, расположенное по адресу: пр. Ген. Острякова 61.
Исходя из изложенного, ФКУ "Управление ЧФ" указало, что не является стороной указанных правоотношений, в связи с чем бездоговорное потребление электроэнергии собственниками и пользователями помещений общежития возникнуть не может.
25.12.2015 истец направил в адрес ФКУ "Управление ЧФ" акт N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015 о бездоговорном потреблении электроэнергии общежития 3 ЧФ РФ по адресу: ул. Острякова 61, а также счет на оплату суммы бездоговорного потребления электроэнергии, с просьбой оплатить сумму бездоговорного потребления электроэнергии.
Письмом от 22.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-1-12/15 от 21.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития N 2 ЧФ РФ по адресу: Г. Бреста 55.
Письмом от 23.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-3-12/15 от 23.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития ЧФ РФ по адресу: Голландия 14 причал ТП-897.
Письмом от 23.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-2-12/15 от 21.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития ЧФ РФ по адресу: Флагманская, д. 4.
Письмом от 23.12.2015 истец направил в адрес ответчика (ФКУ "Управление ЧФ") акт ОТОП-5-12/15 от 23.12.2015 о бездоговорном потреблении энергии общежития ЧФ РФ по адресу: Фиолент ТП-197.
Согласно бухгалтерской справке ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" договорные отношения за период с декабря 2014 года по декабрь 2015 с физическими лицами, проживающими в общежитиях по адресам: Г. Бреста, 55, ул. Флагманская, 4, Голландия 14, причал; б. Казачья 20, Фиолент (ТП-197), общежитие 5, пр. Острякова 61, корпус 1, 2 - отсутствуют. Платежи за электроэнергию от физических лиц, проживающих по вышеуказанным адресам на расчетный счет истца не поступали.
Установление факта бездоговорного потребления электроэнергии стало основанием для обращения истца с требованиями о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
Разрешая спор по существу, арбитражные суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца о взыскании с Министерства обороны РФ стоимости бездоговорного потребления электрической энергии в размере 1 306 680,66 руб. При этом судами отмечено, что у ответчика отсутствует документальное подтверждение своих доводов, иные надлежащие доказательства по спору, которые бы опровергали расчет истца и количество электроэнергии.
Вместе с тем, кассационная коллегия не может признать выводы арбитражных судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, законными и обоснованными, исходя из следующего.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжение имуществом Вооруженных Сил РФ.
Имущество Вооруженных Сил РФ составляют федеральное государственное имущество, находящееся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также федеральное государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны РФ.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП в федеральную собственность Министерству обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" передано имущество, указанное в приложении к Распоряжению, в том числе здания, расположенные по адресам: пр. Ген. Острякова, 61; ул. Флагманская, 4; ул. Гер. Бреста, 55; Мыс Фиолент; бухта Голландия причал; ул. Казачья, д. 20.
В суд первой инстанции были предоставлены сведения из 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, в которых отображено, что в спорных общежитиях по вышеуказанным адресам проживают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей.
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), допускается предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В случае выявления факта потребления электрической энергии гражданином до даты начала расчетного периода, за который им произведена первая оплата гарантирующему поставщику, или при выявлении факта потребления электрической энергии этим гражданином без ее оплаты договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином считается заключенным с даты технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрической сети в зоне деятельности такого гарантирующего поставщика или с даты приобретения указанным гражданином права собственности или иного законного права на это энергопринимающее устройство либо с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации (в зависимости от того, какая дата наступила позднее), но не более чем за 3 года до выявления указанного факта (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
В силу п. 20 Основных положений N 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
На основании п. 9 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии с п. 2 Основных положений N 442 под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Как следует из пунктов 1, 2 указанных Правил, под технологическим присоединением потребителя понимается присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации в случаях, когда энергопринимающие устройства потребителя впервые вводятся в эксплуатацию, или реконструируются с увеличением присоединенной мощности, или изменяется категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
Исходя из ч. 1 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Из материалов дела следует, что договорные отношения между ПАО "ЭК "Севастопольэнерго" и 64 УНР МО РФ в отношении спорных общежитий существовали ранее с 2006 года, которые были изначально технологически присоединены к электрическим сетям, находящимся в настоящее время в границе балансовой принадлежности истца, причем из актов об использовании электрической энергии за период ноября 2014 года следует, что расчет объема потребленной энергии в спорных общежитиях производился по приборам учета.
Поскольку процедура технологического присоединения общежитий, основанная на принципе однократности, была ранее соблюдена, отсутствует обязанность повторного документального подтверждения технологического присоединения объектов к электрическим сетям.
Кроме того, арбитражными судами не было учтено следующее.
На основании пункта 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В п. 193 Основных положений N 442 перечислены сведения, которые должны содержаться в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно п. 194 Основных положений N 442 расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.
Как было указано ранее, истцом были составлены акты о бездоговорном потреблении электрической энергии N ОТОП-5-12/15 от 17.12.2015, NОТОП-2-12/15 от 21.12.2015, NОТОП-1-12/15 от 21.12.2015, NОТОП-3-12/15 от 22.12.2015, NОТОП-6-12/15 от 23.12.2015, NОТОП-4-12/15 от 24.12.2015 (т. 1 л.д.9-14).
Вместе с тем, как следует из перечисленных актов, в нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства они были составлены без участия управляющей компании по управлению жилым фондом спорных общежитий и ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений", в ведении которого находятся спорные общежития.
Кроме того, в качестве непосредственного потребителя в данных актах включен Скучилин А.Н. - начальник 166 отдела морской инженерной службы Черноморского флота, который фактически не был прямым потребителем электрической энергии истца, не выступал представителем жильцов общежитий, подобного рода полномочия ему не были вверены ни Министерством обороны РФ, ни ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений", ни ГУПС УК "Общежития Севастополя".
Вместе с тем, судами не учтено, что по состоянию на 09.12.2015 спорные общежития находились в управлении управляющей компании ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя", что подтверждается договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 09.12.2015 (т. 1 л.д. 94-112), в то время как ранее перечисленные акты о бездоговорном потреблении электрической энергии составлены 17, 21, 23, 24 декабря 2015 года, при этом ссылка на бездоговорное потребление охватывает период с 18 декабря 2014 года по 17 декабря 2015 года, что свидетельствует о том, что данные акты были составлены уже в период действия договора управления жилищным фондом.
Вышеприведенные обстоятельства в нарушение положений ст. 71 АПК РФ также не получили надлежащей правовой оценки арбитражных судов обеих инстанций.
Удовлетворяя требования истца к Министерству, суды также указали, что министерство не представило ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции доказательств заключения договоров социального найма с жильцами общежитий, а также доказательств самостоятельного заключения с жильцами договоров энергоснабжения и осуществления ими платежей за потребляемую энергию.
Вместе с тем, вышеизложенные выводы арбитражных судов не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку в настоящем случае лицом, который должен располагать указанными судом документами на момент рассмотрения настоящего дела, является именно управляющая компания- ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя".
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Суды не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки представленному в материалы дела распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП, из которого следует, что на 20 марта 2015 года спорное имущество, находилось в собственности города Севастополя. Актом приема-передачи имущества к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 95-РП, подтверждается, что передающей стороной спорных общежитий выступает Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя.
Согласно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Судебный акт является законным и обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку судами при разрешении настоящего спора было допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам сторон, представленным в материалы дела в их совокупности, в том числе правомерности составления актов бездоговорного потребления, и разрешить спор по существу, приняв законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 по делу N А84-3986/2016 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.