г.Калуга |
|
4 октября 2017 г. |
Дело N А09-324/2017 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" (Брянская обл., Брянский район, ж/д ст.Чернец, мкр.Сосновый бор, д.1, ОГРН 1123256013187, ИНН 3255519711) - не явились;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в лице территориального отдела в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области (г.Брянск, 2-й Советский переулок, 5а, стр.2) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2017 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А09-324/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сосновый бор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области (далее - территориальный отдел) от 12.01.2017 N 2 (уточненные требования).
Решением суда от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на то, что оно не осуществляет водоснабжение, а поэтому предписание незаконно.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей общества и территориального отдела в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество является управляющей организацией по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными в мкр. Сосновый бор ст. Чернец Брянского района Брянской области.
На основании распоряжения руководителя территориального отдела от 19.12.2016 N 274 в период с 9 по 12 января 2017 г. должностными лицами отдела в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях граждан о ненадлежащем качестве подаваемой питьевой воды.
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.01.2017 N 2, в котором зафиксировано, что общество не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды в точках внутренней водопроводной сети многоэтажных жилых домов N 1, 5, мкр. Сосновый бор ст. Чернец Брянского района Брянской области, что является нарушением Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.2, п. 4.6. Санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), и выдано предписание от 12.01.2017 N 2.
Предписанием общество обязывалось разработать и согласовать в установленном порядке программу производственно-лабораторного контроля качества питьевой воды во внутренней водопроводной сети многоквартирных жилых домов мкр. Сосновый бор и обеспечить ее выполнение. Срок - до 01.07.2017.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что территориальный отдел имеет полномочия на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в связи с этим имеет право проводить проверки и выдавать предписания.
Частями 2, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - Правила N 10), пунктом 5 которых также предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствие с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу п. 4.6. СанПиН 2.1.4.1074-01 отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм права, суды пришли к выводу о том, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется исключительно в соответствие с программой производственного контроля качества воды, разработанной организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при этом обязанность по разработке программы производственного контроля и осуществления производственного контроля качества питьевой воды возлагается на организацию, осуществляющую холодное и горячее водоснабжение.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение и (или) водоотведение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Судами установлено, что между МУП "Брянский городской водоканал" (поставщик) и обществом (абонент) заключен договор от 01.07.2013 N 33712 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
В силу п. 1.1 договора предметом договора является оказание поставщиком абоненту согласованных объемов услуг по подаче питьевой воды до места подключения к сетям абонента, приему и отводу сточных вод от места подключения сетей абонента к сетям поставщика, и оплате абонентом оказанных услуг поставщика.
В соответствии с п. 2.1.1 договора поставщик обязуется обеспечивать абонента питьевой водой, соответствующей по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Договором от 01.07.2013 N 33712 не установлено обязательств поставщика по качеству поставляемой питьевой воды перед потребителями коммунальных услуг (гражданами).
Как установлено судами, у общества на обслуживании имеются инженерные сооружения (внутридомовые водопроводные сети - от места подключения к сетям поставщика до запорных устройств граждан-потребителей), предназначенные для транспортировки воды, которые общество эксплуатирует, что наделяет его статусом организации, осуществляющей водоснабжение.
Установив, что общество осуществляет водоснабжение в виде транспортировки воды по внутридомовой системе водоснабжения, суды пришли к выводу о том, что оно несет обязательства по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды для систем внутридомовой разводящей сети.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал обществу в удовлетворении его заявления о признании предписания недействительным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы и являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.03.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 по делу N А09-324/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.