г. Калуга |
|
4 октября 2017 г. |
Дело N А64-7114/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2017.
В полном объеме постановление изготовлено 4 октября 2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от Администрации Мичуринского района Тамбовской области (393760, Тамбовская обл., г.Мичуринск, ул.Филиппова, д.45а): Василевич Т.В. по доверенности от 29.05.2017 N 1281/01-17, Шабанов П.С. по доверенности от 25.09.2017 N 2338/01-17,
от ООО "Мегас" (393760, Тамбовская обл., г.Мичуринск, ул.Интернациональная, д.112а): директор Меркулова С.Ю., Шматова Н.А. по доверенности от 17.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегас" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А64-7114/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегас" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Мичуринского района Тамбовской области (далее - Администрация) в выдаче обществу карт маршрутов и свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок, осуществляемым на основании договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования на пригородных маршрутах в Мичуринском районе N 3 от 30.12.2013, N 11 от 30.12.2013, N 08/150 от 31.01.2014, N 19/150 от 31.01.2014, N 20/150 от 31.01.2014 с учетом дополнительных соглашений от 30.12.2015, выраженного в письме N 1984/01-18 от 19.08.2016; о возложении обязанности Администрации выдать ООО "Мегас" карты маршрутов N 150 "Мичуринск (ж.д. вокзал Мичуринск-Воронежский) - с. Заворонежское (ЦРБ)", N 104 "Мичуринск - с. Жидиловка - с. Гавриловка - с. Липовка", N 124 "Мичуринск - с. Турмасово", N 125 "Мичуринск - с. Новоникольское", N 126 "Мичуринск - с. Большая Сосновка" с последующей выдачей свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 решение суда области отменено, в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям в ней изложенным.
Представители администрации поддержали позицию, изложенную в ранее направленном отзыве, просили постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судами, 19.11.2013 Администрацией принято Постановление N 2241 "О проведении конкурса на право заключения договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования на пригородных маршрутах в Мичуринском районе".
По результатам конкурса с ООО "Мегас" заключены ряд договоров. По условиям договоров и дополнительных соглашений к ним Исполнитель (ООО "Мегас") обязан осуществлять регулярные перевозки пассажиров транспортом общего пользования на пригородных маршрутах по тарифам, не превышающим тарифы, установленные постановлениями администрации Тамбовской области; обеспечивать проезд пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, в соответствии с федеральным законодательством РФ и другими нормативно-правовыми актами в сфере пассажирских перевозок.
Срок действия с 01.01.2014 по 31.01.2015 установлен с 01.01.2014 и до момента перехода на контрактную систему осуществления регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования на пригородных маршрутах в Мичуринском районе в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, но не позднее 14.07.2020".
09.08.2016 общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов N 150 "Мичуринск (ж.д. вокзал Мичуринск - Воронежский) - с Заворонежское (ЦРБ), N 104 "Мичуринск - с. Жидиловка - с. Гавриловка - с. Липовка", N 124 "Мичуринск - с. Турмасово", N 125 "Мичуринск - с. Новоникольское", N 126 "Мичуринск - с. Большая Сосновка" и свидетельств об осуществлении регулярных перевозок на данные маршруты (далее - спорные маршруты).
Письмом от 19.08.2016 N1984/01-18 Администрация отказала обществу в выдаче карт маршрутов, указав, что оформление и выдача карт маршрутов регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, т.е. администрации области.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.198, 200 АПК РФ, обоснованно учел следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 14.07.2015 (далее - Закон N 220-ФЗ), данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частью 1 пункт 19 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Положения пункта 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определяют карту маршрута как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Статьей 42 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу. Учитывая, что Закон об организации регулярных перевозок опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 14.07.2015, следовательно, с этой даты он вступил в силу (за исключением отдельных положений).
Как верно указал суд апелляционной инстанции, статьей 39 Закона N 220-ФЗ определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования данного Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с данным Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 данного Федерального закона.
Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования данного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Таким образом, как верно заключил суд апелляционной инстанции, Законом N 220-ФЗ предусмотрена выдача маршрутных карт не всем без исключения перевозчикам, а лишь перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры на срок, на который перевозчикам предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными разрешениями до дня официального опубликования закона.
В частности, в части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ закреплено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть заканчивается 14 июля 2020).
Как верно указал апелляционный суд, в переходный период перевозчики, осуществлявшие перевозки по регулируемым тарифам на основании муниципального контракта, в целях обеспечения муниципальных нужд, обеспечивающие льготный проезд определенным категориям граждан вправе до даты, установленной документом планирования субъекта, осуществлять перевозки того же вида и на основании ранее полученных документов, дающих такое право, без оформления временных документов и без изменения вида перевозок (по регулируемым тарифам). Тем самым упрощен переходный период для перевозчиков, право которых на осуществление пассажирских перевозок возникло в связи с заключением договоров в целях обеспечения государственных муниципальных нужд до вступления в силу Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки). Транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования, то есть из бюджета, компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок установлены Постановлением администрации Тамбовской области N 454 от 13.05.2015 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа троллейбусами г. Тамбова и автобусами городского, пригородного, междугородного внутриобластного и межобластного сообщений".
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что спорные маршруты относятся к регулярным перевозкам по регулируемым маршрутам.
Учитывая, что договоры с ООО "Мегас" заключены до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, срок их действия не превышает пяти лет со дня официального опубликования указанного закона, осуществляемые регулярные перевозки частично оплачиваются за счет средств местного бюджета, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что до окончания срока действия договоров Общество вправе было осуществлять регулярные перевозки в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, который не требовал получения карты маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, апелляционный суд верно заключил, что на рассматриваемые правоотношения распространяются положения п. 9 ст. 39 ФЗ N 220-ФЗ, т.е. применяется порядок, действующий до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, а значит на перевозчиков, обеспечивающих муниципальные или государственные нужды, Законом не была возложена обязанность документального переоформления своих прав, получения временных карт и свидетельств в переходный период.
Судом апелляционной инстанции было обоснованно учтено, что документами планирования перевозок Тамбовской области предусмотрен переход на новую систему в соответствии с Законом N 220-ФЗ по спорным маршрутам с 31.05.2017 года. До этой даты заявитель имел право осуществлять перевозки в ранее установленном порядке и на основании ранее выданных документов.
Данные маршруты внесены в Реестр маршрутов регулярных перевозок по Мичуринскому району Тамбовской области и предусмотрены документами планирования субъекта как регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
Из положений Закона N 220-ФЗ следует, что документами, подтверждающими право перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам, являются свидетельство об осуществлении перевозок и карта маршрута. Для перевозчиков, право которых на осуществление регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам возникло ранее, - договор с соответствующим органом власти и паспорт маршрута, а по окончании переходного периода, то есть с даты, определенной нормативным правовым актом планирования перевозок, - контракт и карта маршрута.
Постановлением администрации Тамбовской области от 03.02.2017 года утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Тамбовской области до 2021 года.
Суд апелляционной инстанции учел, что спорные маршруты относятся и ранее относились к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам с правом получения компенсаций из бюджетных средств, и верно пришел к выводу, что у заявителя на дату получения оспариваемого отказа не возникло права на осуществление перевозок по регулируемым тарифам, а у администрации не имелось оснований для выдачи перевозчику свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и временных карт маршрутов, оформление которые предусмотрено в переходный период для перевозчиков, осуществляющих перевозки на иных условиях.
Выясняя фактическую и правовую цель обращения в суд с настоящим заявлением, суд апелляционной инстанции указал следующее.
С заявленными требованиями Общество обратилось за судебной защитой права на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам, то есть право самостоятельно устанавливать тарифы по спорным маршрутам. Однако, определение вида перевозок по конкретному маршруту является компетенцией соответствующих органов власти. При этом обязательным условием для изменения вида перевозок является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок.
Решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам в отношении спорных маршрутов на дату оспариваемого отказа и до настоящего времени компетентным органом не принималось.
Коль скоро у заявителя не возникало права на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам, оно не может быть нарушено.
Также суд верно отметил, что в переходный период свидетельство может быть выдано только владельцам временных карт маршрутов, а по окончании переходного периода выдача свидетельства без проведения открытого конкурса возможна только в исключительных случаях, предусмотренных статьей 19 Закона.
Суд округа соглашается с выводом суда, что оснований для выдачи заявителю временных маршрутных карт, маршрутных карт и свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по указанным маршрутам в переходный период не имелось. Заявитель до срока заключения государственного или муниципального контракта, определенного документом планирования пассажирских перевозок Тамбовской области фактически осуществлял перевозки на прежних условиях и в ранее установленном порядке.
В этой связи оспариваемый отказ не противоречит Закону и не нарушает прав заявителя на осуществление перевозок по регулируемым тарифам с правом получения компенсации неполученных доходов от провоза льготных пассажиров из бюджетных средств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судами двух инстанций и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А64-7114/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.