г.Калуга |
|
18 октября 2017 г. |
Дело N А64-6030/2016 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 11.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Аникиной Е.А. |
||
|
Егоровой С.Г. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: ТОГБУЗ "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И.Кузина"
от ответчика: ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области"
от третьих лиц: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области Министерства здравоохранения РФ
Министерства обороны РФ |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по делу N А64-6030/2016,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мучкапская центральная районная больница имени академика М.И.Кузина", ОГРН 1026800815095, ИНН 6810003258, (далее - ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области", ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352, (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области") о взыскании 100 959 руб. задолженности за оказанные в период с января 2015 года по апрель 2016 года услуги по проведению обязательных диагностических исследований граждан при определении их годности к военной службе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2017 (судья Попов Ю.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 (судьи Яковлев А.С., Алферова Е.Е., Письменный С.И.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2017 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебным актом ссылаясь, на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.
В представленных отзывах на кассационную жалобу ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ им. академика М.И.Кузина" и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ" и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области заявили письменные ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без своего участия.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей сторон и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с января 2015 года по апрель 2016 года ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ им. академика М.И.Кузина" оказывало услуги по проведению медицинского освидетельствования призывников и юношей призывного возраста, направленных ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области", с целью определения годности к военной службе.
Ссылаясь на то, что фактически оказанные истцом услуги по лабораторно-диагностическим исследованиям не оплачены ответчиком в добровольном порядке, ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ им. академика М.И.Кузина" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 779, ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, пп. "д" п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441, финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Из положений п. 2 Правил N 704 следует, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру, в том числе при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы осуществляются военными комиссариатами.
Таким образом, затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на воинскую службу, подлежат компенсации военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Факт оказания истцом услуг на общую сумму 100 959 руб. по проведению лабораторных и инструментальных исследований граждан, призываемых на военную службу, подтверждается материалами дела, в том числе: актами приемки выполненных работ от 20.04.2016 N N 71, 72, 73; счетами-фактурами от 20.04.2016.
Каких-либо возражений со стороны ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" относительно объема, стоимости и качества оказанных услуг не заявлялось. Мотивированный отказ от подписания данных актов ответчиком также не представлялся.
Направления гражданам, подлежащим призыву на военную службу, для прохождения в ТОГБУЗ "Мучкапская ЦРБ им. академика М.И.Кузина" были выданы непосредственно ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области".
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг по проведению лабораторных и инструментальных исследований, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" стоимости фактически оказанных истцом услуг в указанном размере.
Законность и обоснованность выводов арбитражного суда подтверждается сложившейся судебной практикой (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2015 N 307-ЭС15-13501, от 25.03.2016 N 308-ЭС16-1184, от 29.02.2016 N 310-ЭС15-20180, от 22.02.2017 N 310-ЭС16-21440, от 19.04.2017 N 310-ЭС17-3344).
Доводы заявителя жалобы о том, что проведенные истцом обязательные диагностические исследования не входят в состав медицинского освидетельствования и должны финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, получил надлежащую оценку арбитражного суда и правомерно отклонен, как не соответствующий требованиям действующего законодательства, прямо предусматривающего обязанность ответчика, исполняющего публичную функцию по обеспечению исполнения воинской обязанности, по компенсации расходов лечебного учреждения при оказании медицинских услуг в отношении контингента военкомата.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых решении и постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых судебных актов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.03.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по делу N А64-6030/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Е.А.Ани |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.