г.Калуга |
|
19 октября 2017 г. |
Дело N А64-6111/2016 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 12.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Аникиной Е.А. |
||
|
Егоровой С.Г. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: ТОГБУЗ "Уметская центральная районная больница"
от ответчика: ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области"
от третьих лиц: Министерства здравоохранения РФ
Министерства обороны РФ
Территориального фонда обязательного медицинского с трахования Тамбовской области |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по делу N А64-6111/2016,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Уметская центральная районная больница", ОГРН 1026801002920, ИНН 6823000448, (далее - ТОГБУЗ "Уметская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области", ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352, (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области") о взыскании 75 610 руб. задолженности за оказанные услуги по проведению диагностических и лабораторных исследований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны РФ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2017 (судья Истомин А.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 (судьи Алфёрова Е.Е., Яковлев А.С., Письменный С.И.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ТОГБУЗ "Уметская центральная районная больница" просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации".
Истцом заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без своего участия.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с января 2015 года по июнь 2016 года ТОГБУЗ "Уметская ЦРБ" выполняло лабораторно-диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет на общую сумму 75 610 руб. в отсутствие письменного договора на предоставление таких услуг.
Ссылаясь на то, что фактически оказанные истцом лабораторно-диагностические услуги не оплачены ответчиком в добровольном порядке, ТОГБУЗ "Уметская центральная районная больница" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 779, ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1, пп. "д" п. 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 N 1441, финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Из положений п. 2 Правил N 704 следует, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу.
Компенсация таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (п. 3 Правил N 704).
Согласно п. 4 Правил N 704 выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру, в том числе при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы осуществляются военными комиссариатами.
Таким образом, затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на воинскую службу, подлежат компенсации военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Факт оказания истцом услуг на общую сумму 75 610 руб. по проведению лабораторных и диагностических исследований граждан, призываемых на военную службу, подтверждается материалами дела, в том числе: актами приемки выполненных работ за январь, апрель, октябрь 2015 года, за январь, апрель 2016 года.
Каких-либо возражений со стороны ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" относительно объема, стоимости и качества оказанных услуг не заявлялось.
При этом мотивированный отказ от подписания данных актов ответчиком не заявлялся.
Направления гражданам, подлежащим призыву на военную службу, для прохождения в ТОГБУЗ "Уметская ЦРБ" диагностических и лабораторных исследований были выданы непосредственно Военным комиссариатом Тамбовской области.
Исходя из изложенного, учитывая отсутствие оплаты ответчиком фактически оказанных медицинских услуг, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" стоимости оказанных истцом услуг в указанном размере.
Законность и обоснованность выводов арбитражного суда подтверждается сложившейся судебной практикой (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2015 N 307-ЭС15-13501, от 25.03.2016 N 308-ЭС16-1184, от 29.02.2016 N 310-ЭС15-20180, от 22.02.2017 N 310-ЭС16-21440, от 19.04.2017 N 310-ЭС17-3344).
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов арбитражного суда, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, а направлены, по существу, на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по делу N А64-6111/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Е.А.Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.