г.Калуга |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А64-404/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
||
судей |
Елагиной О.К. |
||
|
Егоровой С.Г. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: ОАО "Центральная ППК"
от ответчика: Тамбовской области в лице Управления транспорта Тамбовской области
от третьих лиц: АО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Юго - Восточного филиала |
Михеева Д.В. (дов. N 570/2-Д от 28.10.2016),
Спешинского А.Н. (дов. от 05.06.2017),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу N А64-404/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центральная ППК", ОГРН 10577494407817749440781, ИНН 7705705370, (далее - ОАО "Центральная ППК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Тамбовской области в лице Управления транспорта по Тамбовской области, ОГРН 1026801222690, ИНН 6831021307 (далее - Управление) о взыскании 594 927,20 руб. убытков, возникших в результате предоставления 50% скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2013 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", ОГРН 1103668042664, ИНН 3664108409, и ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, в лице Юго - Восточного филиала.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2017 (судья Т.В. Егорова) требования истца удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 (судьи Поротиков А.И., Ушакова И.В., Щербатых Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, несоответствие выводов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления транспорта по Тамбовской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал изложенные в ней доводы по указанным мотивам.
Представитель истца, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, открытом для публичного просмотра, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.12.2011 между Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик) и ОАО "Центральная ППК" (перевозчик) заключен договор N 281/02 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области в 2012-2014 годах.
Согласно п. 1.2 договора транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области осуществляется перевозчиком по тарифам, согласованным Правительством Рязанской области.
В соответствии с п. 1.3, п.1.4 договора заказчик обязался возместить перевозчику потери в доходах, возникшие в результате предоставления льгот по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2012-2014 годы, и с учетом дотаций из федерального бюджета.
Срок действия договора установлен сторонами в п.п. 10.1, 10.2 - с момента его подписания и до 31.12.2014, но в любом случае до полного выполнения сторонами своих обязательств. Договори распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 ОАО "Центральная ППК" осуществляло перевозку пассажиров, пользующихся льготами при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения, следующих из Тамбовской области по территории Рязанской области, с применением тарифов, установленных постановлениями Администрации Тамбовской области от 19.06.2012 N 732, от 05.06.2013 N 592 "О предельной максимальной стоимости зонного проезда пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Тамбовской области".
Продажа проездных документов льготным категориям пассажиров осуществлялась по поручению истца третьими лицами на основании договоров на оформление проездных документов от 05.06.2013 N 02/12/13, от 26.04.2013 N 264-13/ф (ЮВСТ) (ЖД), заключенных ОАО "Центральная ППК" с ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (агент) и ОАО "Федеральная пассажирская компания" (агент). В рамках указанных договоров агенты оформляли проездные документы на территории Тамбовской области с 50-процентной скидкой от действующего на территории Тамбовской области тарифа лицам льготных категорий по маршрутам о.п. 362 км. -Мичуринск Уральский - о.п. 362 км., Ягодное - Моршанск - Ягодное, Гротовский - Мичуринск Уральский - Гротовский.
Межсубъектные маршруты пригородных поездов ст.Богоявленск - ст.Ряжск, ст.Моршанск - ст.Ряжск, следующие с территории Тамбовской области в Рязанскую область, являются неделимыми.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 ОАО "ППК "Черноземье" и ОАО "ФПК" оформлено проездных документов с учетом установленной 50% скидки на общую сумму 594927,20 руб.
Ссылаясь на необоснованный отказ ответчика от выплаты компенсации за организацию истцом перевозки льготных категорий граждан, ОАО "Центральная ППК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался следующим.
Согласно п.1 ст. 786, п.1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Пунктом 2 ст. 790 ГК РФ установлено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 07.02.2011 N 81 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тамбовской области" (далее - Постановление N81) установлены льготы обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Тамбовской области.
В соответствии с п. 2 Постановления N 81 право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления N 81 ежемесячная компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникших в результате предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, производится за счет средства областного бюджета.
Таким образом, указанным постановлением Администрации Тамбовской области от 07.02.2011 N 81 субъект Российской Федерации - Тамбовская область принял на себя обязанность компенсировать перевозчикам неполученные доходы в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан при организации их перевозки.
Учитывая, что в соответствии со ст.ст. 426, 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором, истец не вправе был отказаться от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги по перевозке с соблюдением прав отдельной категории граждан на льготный проезд вне зависимости от наличия заключенного договора на предоставление субсидий и объемов финансирования соответствующих расходов в областном бюджете.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1838/13.
Судом установлено, что в течение 2013 года истец осуществлял перевозку пассажиров, пользующихся льготами при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения, следующих из Тамбовской области в Рязанскую область.
Пассажиру, следующему из Тамбовской области в Рязанскую область, выдавались два проездных документа (один, действующий на территории Тамбовской области, где перевозчиком являлось АО "ППК "Черноземье", второй - на территории Рязанской области, где перевозчиком являлось ОАО "Центральная ППК". Оплата проезда производилась на территории Тамбовской области за весь маршрут следования.
Факт предоставления услуг по перевозке льготной категории пассажиров и размер понесенных истцом расходов подтвержден материалами дела, в том числе: актами оказанных услуг за 2013 год, согласно которым в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в рамках агентских договоров от 05.06.2013, от 26.04.2013 оформлено проездных документов с учетом установленной 50% скидки на общую сумму 594927,20 руб.; отчетами по форме ЦО-22ф пригород, актами оказанных услуг, копиями купонов кассира к пригородным билетам, автоматизированными льготными сменными ведомостями за спорный период с указанием фамилий, имен, отчеств льготников, номера смены, маршрута следования пассажиров, ссылки на предоставляемые льготы и количества оформленных билетов.
Межсубъектный проезд пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении из Тамбовской области в Рязанскую область с 01.01.2013 по 31.12.2013 осуществлялся по тарифам, установленным постановлениями Администрации Тамбовской области от 19.06.2012 N 732, от 05.06.2013 N 592 "О предельной максимальной стоимости зонного проезда пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Тамбовской области", при определении стоимости услуг по перевозке по территории Тамбовской области.
Факт перевозки ответчиком льготной категории пассажиров из Тамбовской области заявителем жалобы не был оспорен. Контррасчет подлежащей взысканию суммы убытков не представлен.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.02.2013 N 199 утвержден Порядок предоставления ежемесячной компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, согласно п. 2 которого Управление транспорта Тамбовской области осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета по предоставлению ежемесячной компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки.
Учитывая, что льготный тариф на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении установлен нормативным актом субъекта Российской Федерации - Тамбовской областью, арбитражный суд обоснованно указал, что ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам с территории Тамбовской области, лежит на данном субъекте.
При этом отсутствие договора на оказание услуг по перевозке между перевозчиком и уполномоченным органом Тамбовской области, не может служить основанием для отказа в компенсации истцу понесенных им затрат (расходов) на предоставление обучающимся Тамбовской области услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования по льготной цене, которые являются социально значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию перевозчиком по утвержденным регулярным маршрутам и установленным льготным тарифам в отношении всех, кто имеет на это право.
Принимая во внимание, что предоставленная льгота носит строго адресный характер по субъектному принципу и предоставлялась лицам, обучающимся на территории Тамбовской области, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о возмещении потерь в доходах истца, возникших в результате предоставления 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда льготными категориями граждан.
Довод заявителя о недоказанности истцом размера убытков, предъявленных ко взысканию, получил надлежащую оценку арбитражного суда и правомерно отклонен, как не соответствующий материалам дела, в которых представлены все вышеуказанные первичные доказательства, подтверждающие объем, стоимость и период оказания истцом услуг по перевозке льготной категории пассажиров с территории Тамбовской области в Рязанскую область по неделимому маршруту.
Следует отметить, что действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность субъекта компенсировать перевозчику расходы в связи с предоставлением им льгот по провозной плате отдельных категорий пассажиров на основании льготных тарифов, установленных уполномоченным органом субъекта.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводах. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу N А64-404/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
О.К.Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.