г.Калуга |
|
10 ноября 2017 г. |
Дело N А08-9378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя - индивидуального предпринимателя Бесараб Валентины Трофимовны (Белгородская обл., г.Старый Оскол, м-н Солнечный, д.5-А, кв.98, ОГРНИП 304312814900078, ИНН 312800122616) - ;
от заинтересованного лица - администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (Белгородская обл., г.Старый Оскол, ул.Ленина, 46/17, ОГРН 1023102363008, ИНН 3128013369) - ;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бесараб Валентины Трофимовны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.04.2017 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А08-9378/2016,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бесараб В.Т. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - администрация) в выдаче карт маршрутов на транспортные средства, используемые во исполнение договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок от 19.12.2012 N 4, и об обязании администрации выдать карты маршрутов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок NN 16, 16а, 18, 18а, 147 на территории Старооскольского городского округа Белгородской области (уточненные требования - т.1, л.д.180).
Решением суда от 17.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на неверный вывод судов о том, что осуществляемые предпринимателем перевозки частично оплачиваются за счет средств бюджета.
В отзыве на жалобу администрация просит оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции предприниматель и её представитель поддержали доводы кассационной жалобы, представитель администрации поддержал доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 19.12.2012 по результатам проведенного конкурса между управлением промышленности, транспорта и связи администрации (заказчик) и предпринимателем (перевозчик) заключен договор N 4 на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам NN 18, 18а, 16, 16а, 147 регулярных перевозок, по условиям которого перевозчик обязуется осуществлять перевозки пассажиров по указанным муниципальным маршрутам в соответствии с утвержденным заказчиком графиком маршрутов движения автобусов (п.3.2.2), предоставлять право льготного проезда гражданам, имеющим на это право в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области и Старооскольского городского округа (п.3.2.9). Договор действует с момента подписания и до опубликования итогов очередного конкурса.
Пунктом 3.1.3 договора предусмотрено, что перевозчик имеет право получать компенсации по выпадающим доходам, связанным с перевозкой граждан, которым предоставлено право льготного проезда на транспорте общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Белгородской области и Старооскольского городского округа.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), предприниматель 12.08.2015 обратилась в администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов перевозок пассажиров.
Письмом от 10.09.2015 администрация сообщила предпринимателю, что взаимодействие с перевозчиками будет осуществляться в соответствии с Законом N 220-ФЗ.
В дальнейшем предприниматель дважды обращалась в администрацию с заявлениями о выдаче карт маршрутов, ссылаясь на то, что за их отсутствие она может быть привлечена к административной ответственности по статье 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Письмом от 21.10.2016 N 04-04/1-1265 администрация сообщила предпринимателю, что карты маршрутов не могут быть выданы предпринимателю в силу пункта 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ. А административная ответственность по статье 11.33 КоАП РФ может наступить лишь в случае осуществления перевозок автобусами, не внесенными в приложение к договору, то есть, не согласованными с заказчиком (т.1, л.д.32).
Полагая, что отказ администрации в выдаче карт маршрутов является незаконным и нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с названным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем что так как договор от 19.12.2012 N 4 заключен до введение в действие Закона N 220-ФЗ, регулярные перевозки частично оплачиваются из средств бюджета, выдача карт маршрутов до окончания срока договора необязательна.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 2, 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Аналогичное предусмотрено и Положением об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.08.2008 N 143 (в ред. от 07.07.2016).
Пунктами 5.2, 5.3 указанного Положения предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона N 220-ФЗ. Уполномоченный орган выдает на срок действия муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
В силу пункта 20 части 1 статьи 3 названного Закона карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Статьей 39 Закона N 220-ФЗ определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.
Частью 3 статьи 39 названного Закона предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования данного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что предприниматель Бесараб В.Т. осуществляет регулярные перевозки по регулируемым тарифам, предпринимателю из бюджета Старооскольского городского округа за оказанные услуги по перевозке льготной категории граждан и пенсионеров по договору от 19.12.2012 N 4 в 2015 году выплачено 7065970,00 руб., по состоянию на 22.12.2016 - 3593863,00 руб.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении её заявления, суды исходили из того, что так как договор с предпринимателем заключен до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, после дня официального опубликования закона на дату отказа администрации не прошло пять лет, регулярные перевозки по регулируемым тарифам частично оплачиваются за счет средств бюджета, то до окончания действия договора от 19.12.2012 и проведения конкурса (до декабря 2017 года) регулярные маршруты могут осуществляться предпринимателем в порядке, действовавшем до дня вступления в действие Закона N 220-ФЗ, то есть без карт маршрутов; отказом администрации в выдаче карт маршрутов не нарушаются права предпринимателя.
Довод кассационной жалобы о том, что отказ администрации в выдаче карт маршрутов нарушает права предпринимателя, так как частями 4 и 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено упрощенное (без проведения конкурса) получение перевозчиком новых карт маршрута регулярных перевозок на срок не менее 5 лет, несостоятелен. Карты маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам выдаются только при наличии договора (контракта), заключенного по результатам конкурса, на период действия договора (контракта).
Исходя из изложенного, суды по праву отказали предпринимателю в удовлетворении её заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 по делу N А08-9378/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А.Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.