Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. N Ф10-4780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А08-9378/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от ИП Бесараб В.Т.: Бесараб В.Т.- явилась лично, паспорт РФ; Перемиров А.А., представитель по доверенности от 29.12.2015, выдана сроком на 3 года;
от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: Шевелев С.Н., представитель по доверенности от 31.01.2017 N 1-1-20/338, выдана сроком на 1 год;
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бесараб Валентины Трофимовны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.04.2017 по делу N А08-9378/2016 (судья Бутылин Е. В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Бесараб Валентины Трофимовны (ИНН 312800122616, ОГРН304312814900078) о признании незаконным отказа Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Администрация) в выдаче карт маршрутов на транспортные средства,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бесараб Валентина Трофимовна (далее - Заявитель, ИП Бесараб В.Т.) обратилась в суд с требованием о признании незаконным отказа Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Администрация) в выдаче карт маршрутов на транспортные средства (с уточнениями в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Бесараб В.Т. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права тем, что отсутствие карт может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ. По мнению заявителя, администрация городского округа, необоснованно считает, что регулярные перевозки муниципальным маршрутам являются частично оплачиваемыми за счет средств бюджета.
Представитель ИП Бесараб В.Т. поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
19.12.2012 по результатам проведенного конкурса между Администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области и ИП Бесараб В.Т. был заключен договор N 4 на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок,
В соответствии с условиями договора, она осуществляет обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N N 16, 16а, 18, 18а, 147, на территории Старооскольского городского округа Белгородской области. Срок действия названного договора ограничен днем опубликования итогов очередного конкурса.
В соответствии с пунктом 3.2.9 Договора Перевозчик обязан предоставлять право льготного проезда гражданам, имеющим на это право в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Белгородской области и Старооскольского городского округа.
Согласно пункту 3.1.3 Договора Перевозчик имеет право получать от Администрации компенсации по выпадающим доходам, связанным с перевозкой граждан, которым предоставлено право льготного проезда па транспорте общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Белгородской области и Старооскольского городского округа.
В соответствии с Администрация Старооскольского городского округа является уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим функции, связанные с выдачей карт маршрутов перевозчикам.
Руководствуясь Положением об организации транспортного обслуживания населения на территории Старооскольского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Старооскольского городского округа N 143 от 15.08.2008 (в новой редакции), заявитель 01.06.2016 обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов.
По результатам рассмотрения заявления начальником управления транспорта и связи департамента по строительству, транспорту и ЖКХ администрации Старооскольского городского округа 06.07.2016 было отказано в выдаче карт маршрутов.
Старооскольской городской прокуратурой по результатам проверки ее жалобы в адрес Главы администрации Старооскольского городского округа было внесено представление с требованием о выдаче карт маршрутов.
12.08.2016 она повторно обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N N 16, 16а, 18, 18а, 147. на территории Старооскольского городского округа Белгородской области.
10.09.2016 в ответ на указанное заявление Администрация уведомила ее о том, что организация транспортного обслуживания населения в Старооскольском городском округе и взаимодействие с перевозчиками, обслуживающими муниципальные маршруты регулярных перевозок, будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом N 220 от 13 июля 2015 года.
14.10.2016 она вновь обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче карт маршрутов по муниципальным маршрутам регулярных перевозок N N 16, 16а, 18, 18а, 147 на территории Старооскольского городского округа Белгородской области.
Письмом от 21.10.2016 "О рассмотрении обращения" N 04-04/1-1265 Администрация отказала ИП Бесараб В.Т. в выдаче карт маршрутов.
Не согласившись с отказом, ИП Бесараб В.Т. обратилась за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации регулярных перевозок, Закон N 220-ФЗ) данный Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 Закон об организации регулярных перевозок регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 указанной статьи).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 этой же статьи).
Частью 1 пункт 20 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что карта маршрута представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ определены переходные положения, обеспечивающие постепенное приведение деятельности всех участников правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в соответствие с требованиями закона.
Частью 3 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования данного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.
Таким образом, Законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ предусмотрена выдача маршрутных карт перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры на срок, на который перевозчикам предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными разрешениями до дня официального опубликования закона.
Так, в части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ закреплено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
То есть в зависимости от того, обязан ли исполнитель осуществлять на момент вступления закона в силу перевозки, оплачиваемые за счет средств бюджетов, статья 39 Закона N 220-ФЗ определяет порядок действий, в том числе и уполномоченных органов местного самоуправления.
В рамках переходного периода в течение пяти лет законодатель предоставил уполномоченному органу право не изменять действующий порядок организации перевозок, а перевозчику - осуществлять перевозки на тех же условиях, которые действовали до вступления в силу названного закона, при условии полной или частичной оплаты перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.
То есть перевозчики, осуществлявшие перевозки по регулируемым тарифам на основании муниципального контракта, в целях обеспечения муниципальных нужд, обеспечивающие льготный проезд определенным категориям граждан вправе до даты, установленной документом планирования субъекта, осуществлять перевозки того же вида и на основании ранее полученных документов, дающих такое право, без оформления временных документов и без изменения вида перевозок (по регулируемым тарифам).
Тем самым упрощен переходный период для перевозчиков, право которых на осуществление пассажирских перевозок возникло в связи с заключением договоров в целях обеспечения государственных муниципальных нужд до вступления в силу Закона N 220 -ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования, то есть из бюджета, компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 05.10.2015 N 306-ЭС15-5817 по делу N А12-11263/2014, от 03.11.2015 по делу N 309-КГ15-6125, А71-7420/2014.
В рассматриваемом случае регулярные перевозки по муниципальным маршрутам 18, 18а, 16, 16а, 147 осуществлялись ИП Бесараб Валентиной Трофимовной на основании заключенного между ней и Администрацией договора N 4 на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок от 19.12.2012.
Указанным договором предусмотрена обязанность Исполнителя обеспечивать перевозку пассажиров, пользующихся правом льготного проезда, в соответствии с федеральным законодательством РФ и другими нормативно-правовыми актами в сфере пассажирских перевозок.
Предоставление всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, является одной из особенностей регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В целях компенсации расходов по перевозке льготных категорий пассажиров перевозчик получает бюджетные средства, выплачиваемые за счет средств соответствующего бюджета.
Следовательно, такие перевозки относятся к перевозкам, частично оплачиваемым за счет средств бюджета.
Поскольку договор с ИП Бесараб В.Т. заключен до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, срок его действия не превышает пяти лет со дня официального опубликования указанного закона, осуществляемые регулярные перевозки частично оплачиваются за счет средств местного бюджета, следовательно, до проведения торгов, предприниматель вправе осуществлять регулярные перевозки в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, который не требовал получения карты маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, на рассматриваемые правоотношения распространяются положения п.9 ст. 39 ФЗ N 220-ФЗ, т. е применяется порядок, действующий до дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 N220-3.
Следовательно, отсутствуют основания для выдачи заявителю маршрутных карт на маршруты 18, 18а, 16, 16а, 147 маршрутной сети Старооскольского городского округа Белгородской области.
Довод заявителя о том, что из-за отсутствия карт маршрутов регулярных перевозок он может быть привлечен к административной ответственности, является несостоятельным.
Административная ответственность статьей 11.33 КоАП РФ предусмотрена лишь за отсутствие карт маршрутов в случаях, когда их наличие обязательно.
В связи с чем, права заявителя не могут быть нарушены.
Оспариваемый отказ не противоречит закону.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия полагает, что совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований не усматривается. Решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
ИП Бесараб В.Т. подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по чеку-ордеру N 57 от 11.05.2017 в размере 2850 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для индивидуальных предпринимателей составляет не 3000 рублей, а 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.04.2017 по делу N А08-9378/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-9378/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2017 г. N Ф10-4780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Бесараб Валентина Трофимовна
Ответчик: Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области