г.Калуга |
|
14 ноября 2017 г. |
Дело N А14-2468/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Нарусова М.М. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" (г.Воронеж, ул.Никитинская, д.50"А"): Куклина Л.В. - представитель по доверенности от 30.12.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (г.Воронеж, ул.Карла Маркса, д.55): Дроняк Ю.М. - представитель по доверенности от 06.04.2017; Михин С.В. - представитель по доверенности от 14.10.2017;
от МКП ГО г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" (г.Воронеж, пл.Ленина, д.9): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А14-2468/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2016 N 260.04-14.31 о привлечении к административной ответственности по основаниям части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.05.2017 по делу N А14-2468/2017 отменено. Признано незаконным и отменено постановление УФАС по Воронежской области от 05.12.2016 N 260.04-14.31 о привлечении ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 471 009 рублей.
Не согласившись с постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда УФАС по Воронежской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции ссылаясь, что действия субъекта естественной монополии подлежат квалификации по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ с учетом решения УФАС.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" просило отказать в удовлетворении жалобы.
МКП ГО г.Воронеж "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" отзыва, либо пояснений, суду не представило.
В судебном заседании представители УФАС по Воронежской области просили удовлетворить требования, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность постановления, выслушав представителей сторон по делу, изучив материалы дела, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Между ООО "ВоронежТехноГазСервис" и Вторниковым А.А. заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве от 10.04.2015, предметом которого является взаимодействие сторон при строительстве газопровода высокого и низкого давления с установкой ШРП, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, д.Емань.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного соглашения результатом деятельности сторон соглашения является приобретение в собственность ООО "ВоронежТехноГазСервис" газопровода высокого и низкого давления с установкой ШРП и создание условий для газификации земельных участков Вторникова А.А. Согласно пункту 2.1 данного соглашения ООО "ВоронежТехноГазСервис" принимает на себя обязательства по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию газопровода высокого и низкого давления с установкой ШРП.
Во исполнение указанного соглашения ООО "ВоронежТехноГазСервис" в адрес ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" 14.04.2015 была направлена заявка о предоставлении технических условий подключения проектируемых сетей газораспределения в действующий газораспределительный газопровод Dу 159 мм максимальное давление 1,2 мПа, идущий от ГРС "Айдарово" параллельно трассе М4 "Дон" рядом с деревней Ямань Рамонского района Воронежской области, который эксплуатируется ОАО "Газпром газораспределение Воронеж".
05.05.2015 ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" уклонилось от выдачи технических условий (письмо от 05.05.2015 N АЛ-08-5/160/ТУ), сообщив ООО "ВоронежТехноГазСервис" о несоответствии поданной им заявки установленным требованиям.
26.05.2015 ООО "ВоронежТехноГазСервис" направило в адрес ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" письмо с просьбой разъяснить, каким установленным требованиям не соответствует заявка о подключении.
Письмом от 19.06.2015 N 08-6/958 ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" предложило ООО "ВоронежТехноГазСервис" подать заявку о подключении в соответствии с "Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Отказ в выдаче технических условий послужил основанием для обращения ООО "ВоронежТехноГазСервис" в антимонопольный орган с жалобой на действия ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" по необоснованному уклонению от выдачи технических условий на присоединение к газопроводу ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" проектируемой газораспределительной сети ООО "ВоронежТехноГазСервис".
По делу N 424-10К комиссия УФАС по Воронежской области вынесла решение от 24.12.2015, в соответствии с которым признала факт наличия у ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" доминирующего положения на рынке услуг по транспортировке газа для бытовых нужд населения Рамонского района Воронежской области в границах газораспределительных сетей ОАО "Газпром газораспределение Воронеж", а также усмотрела в действиях ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" необоснованное уклонение от выдачи ООО "ВоронежТехноГазСервис" технических условий на присоединение проектируемой сети газораспределения к действующему газораспределительному газопроводу высокого давления диаметром 159 мм, идущего от ГРС "Айдарово" параллельно трассе М4 "Дон" рядом с д.Емань Рамонского района Воронежской области, что привело к ущемлению интересов ООО "ВоронежТехноГазСервис", злоупотреблению доминирующим положением и нарушению части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ).
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 24.12.2015 по делу N 424-10К, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными решения от 24.12.2015 N 424-10К и выданных на его основании предписаний от 24.12.2015 N 04-16/5732 и N 04-16/5733.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2016 по делу N А14-402/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Подтверждение в судебном порядке законности решения УФАС по делу N 424-10К, послужило основанием для составления 23.11.2016 в отношении ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" протокола об административном правонарушении N 260.4-14.31 по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Постановлением от 05.12.2016 по делу N 260.4-14.31 Управление ФАС привлекло заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 471 009 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.05.2017 по делу N А14-2468/2017 отменено, поскольку судом апелляционной инстанции установлена ошибочность квалификации действий заявителя по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением УФАС по Воронежской области обратилось с кассационной жалобой.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в редакции действовавшей на момент вынесения решения УФАС от 24.12.2015 по делу N 424-10К о нарушении антимонопольного законодательства, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Однако, на момент составления протокола 23.11.2016, привлечения общества к ответственности, то есть вынесения оспариваемого постановления 05.12.2016, диспозиция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ была дополнена следующим условием: за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 250-ФЗ (ред. 05.10.2015), от 05.10.2015 N 275-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ).
В силу статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, с 10.01.2016 нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет ответственность по статье 9.21 КоАП РФ в силу специального характера данной нормы и положений статьи 1.7 КоАП РФ.
Как следует из решения УФАС от 24.12.2015 N 424-10К своими действиями, выразившимися в уклонении от выдачи ООО "ВоронежТехноГазСервис" технических условий, ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" нарушило "Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Признавая данное решение УФАС законным и обоснованным суды в рамках дела N А14-402/2016 отметили, что действиями Общества хозяйствующий субъект был лишен права на технологическое присоединение своих проектируемых газораспределительных сетей к технологически связанным газораспределительным сетям ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" и, как следствие, права на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по транспортировке газа, включая строительство газораспределительных сетей и технологическое присоединение потребителей к своим сетям.
Абзацем 1 пункта 1 Правил N 83 предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил N 83, настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 2 Правил N 83:
- сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
- технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Правила N 83 регулируют как отношения, связанные с определением и предоставлением технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства (строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных), так и отношения, связанные с подключением сетей инженерно-технического обеспечения (при их строительстве или реконструкции) к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
В отличии от "Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), Правила N 83 регулируют так же порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных сетей инженерно-технического обеспечения.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод кассационной жалобы УФАС о том, что предоставление заявителю технических условий не является этапом подключения и, следовательно, отказ в предоставлении технических условий не в соответствии с требованиями Правил N 83 не относиться к нарушению порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Кроме того, следует учитывать, что с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с 05.01.2016) действия хозяйствующих субъектов, связанные с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям, но не свидетельствующие об ущемлении интересов неопределенного круга потребителей не могут считаться злоупотреблением доминирующим положением и не подлежат квалификации по части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что УФАС при вынесении постановления от 05.12.2016 N 260.04-14.31 о привлечении ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" к административной ответственности за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) конкретного потребителя, несмотря на правомерность своего решения от 24.12.2015 N 424-10К, должен был руководствоваться диспозицией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а не части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по делу N А14-2468/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.