г.Калуга |
|
14 ноября 2017 г. |
Дело N А54-5654/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Лукашенкой Т.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Касса взаимопомощи Май" (г.Тула, ул.Кирова, д.25, пом.22): Гайдук Г.Н. - представитель по доверенности от 01.02.2017;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г.Рязань, пр.Завражнова, д.9): Коновалова Н.И. - представитель по доверенности от 28.04.2017 N 24-28/011511; Мкртчян Д.С. - представитель по доверенности от 27.04.2017 N 2.4-29/02082;
от Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г.Рязань, пр.Завражнова, д.5): Коновалова Н.И. - представитель по доверенности от 28.04.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А54-5654/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Касса взаимопомощи Май" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) от 01.07.2016 N 5694А об отказе в государственной регистрации, Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее по тексту - ответчик, Управление) от 08.09.2016 N 2.15-12/11532 по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Касса взаимопомощи Май" на решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 01.07.2016 N 5694А об отказе в государственной регистрации, а также о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области обязанности провести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ООО "Касса взаимопомощи Май".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.01.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.01.2017 по делу N А54-5654/2016 отменено, требования общества удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы инспекция ссылается на недостоверность подставленных заявителем сведений, в части не указания "литеры", как дополнительной характеристики типа адреса объекта в пункте 2.8 раздела 2 заявления по форме Р13001. Кроме того, податель жалобы полагает, что для рассмотрения дела имеют существенное значение протоколы осмотра объекта недвижимости, так как выяснилось, что общество не осуществляло деятельности по спорному адресу, отсутствует вывеска, трудовые договоры не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что в заявлении по форме Р13001 указан адрес, приведенный в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, "литера А" указывает на характеристику объекта недвижимости, но не на тип адреса, на объекте имеется вывеска с наименованием организации, налажено получение почтовой корреспонденции по спорному адресу, данные обстоятельства зафиксированы вторым протоколом осмотра.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва. Представители налоговых органов пояснили, что прекращение производства по делу судом апелляционной инстанции в части обжалования решения Управления по жалобе общества не обжалуется. Представители общества возражений в отношении имевшего место прекращения производства по делу в данной части так же не заявили.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность постановления, изучив материалы дела, жалобу, отзывы, выслушав представителей сторон по делу, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления об отмене постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Как следует, из материалов дела, ООО "Касса взаимопомощи Май" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Рязанской области с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Рязанской области 01.07.2016 вынесла решение N 5694А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Касса взаимопомощи Май", на основании подпункта "А" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), мотивировав тем, что представленный в регистрирующий орган комплект документов на государственную регистрацию не соответствует перечню документов, установленному пунктами 1 и 6 статьи 17 указанного Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку в листе "Б" представленного заявления по форме N Р13001, в протоколе общего собрания участников общества от 01.06.2016 N 6, в договоре аренды нежилого помещения от 01.06.2016 и других представленных документах отсутствует указание на дополнительный элемент адреса объекта - литер "А".
Не согласившись с указанным решением общество 23.07.2016 направило жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области.
Решением Управления от 08.09.2016 N 2.15-12/11532 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Полагая, что решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 01.07.2016 N 5694А, Управления ФНС России по Рязанской области от 08.09.2016 N 2.15-12/11532 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Касса взаимопомощи Май" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.01.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области от 01.07.2016 N 5694А об отказе в государственной регистрации, указав, что адрес нежилого помещения соответствует адресу, указанному в свидетельстве о государственной регистрации права, сведения о литере указаны в качестве дополнительной информации, относящейся к описанию объекта, а не к адресу, и являются технической характеристикой.
Не согласившись с постановлением, Управление обратилось с кассационной жалобой.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ, пункту 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В соответствии с подпунктом "В" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного Закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
В данном случае основанием для оспариваемого отказа регистрирующего органа во внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении местонахождения общества явилась установленная ответчиком недостоверность сведений об адресе общества, так как в заявлении общества не указан конкретный литер объекта недвижимости, в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, то есть указан неполный адрес, тогда как форма N Р13001 заявления предусматривает такую возможность детализации адреса.
Подпунктом "Р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "В" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, в заявлении общества о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, поданного в инспекцию, в разделе 2 "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом", обществом указано: 391160 (пункт 2.1), субъект Российской Федерации 62 (пункт 2.2), р-н Пронский (пункт 2.4), пр-кт Энергетиков (пункт 2.6), дом 40А (пункт 2.7).
Данный адрес нежилого помещения соответствует адресу, указанному в свидетельстве о государственной регистрации права от 05.06.2008 (серия 62-МГ N 608741), а также в договоре аренды нежилого помещения от 01.06.2016, заключенном обществом с ИП Сидоровым О.В. (арендодатель) - г.Новомичуринск, пр-т Энергетиков, д.40"А"
Довод жалобы о том, что в пункте 2.8 раздела 2 заявления по форме N Р13001 не указано "литера А" оценен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку сведения о литере указаны в качестве дополнительной информации, относящейся к техническому описанию объекта недвижимости, но не к адресу.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ установлено, что почтовые и иные данные о юридическом лице, необходимые для контакта с ним, включают в себя следующие реквизиты: субъект России, районное деление, город (иной населенный пункт), улица (ее тип: проспект, переулок, бульвар, шоссе и тому подобное), номер дома (владения, строения), номер офиса (квартиры), а также контактный телефон.
Согласно приложению 20 к приказу N ММВ-7-6/25@, пункту 5.6 раздела V (требования к оформлению формы N Р13001) в листе "Б" заявления "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 настоящих Требований.
В соответствии с пунктом 2.3 Требований в пунктах 2.3 - 2.9 заявления (район, город, населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира (офис) показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.
Таким образом, приказ не содержит положений, обязывающих заполнять заявителем сведения о литере адреса. При том, что, как установлено выше, сведения о литере не указаны в присвоенном спорному объекту адресе.
Приказ ФНС России от 12.04.2006 N САЭ-3-13/224@ "Об утверждении форматов файлов информации, представляемой в налоговые органы от органов, учреждений и организаций, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 8 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" содержит Справочник N 2 с перечнем типов адресных объектов и их сокращенных наименований, среди которых понятие "литера" отсутствует. Следовательно, техническая характеристика объекта недвижимости в виде "литера А" не является самостоятельным типом адресного объекта.
Письмо администрации от 15.05.2017 о том, что сведения о присвоении адреса объекту недвижимости отсутствуют (том 2, лист 135), протокол осмотра инспекции от 15.05.2017, не подтверждают те основания, по которым обществу было отказано в государственной регистрации изменений. Кроме того, данные доказательства получили оценку суда апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", оснований для их иной оценки у суда округа не имеется.
При таких обстоятельствах достаточных правовых оснований полагать, что обществом представлены в налоговый орган недостоверные сведения или не представлены сведения, необходимые для внесения изменений, не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую апелляционный суд дал фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А54-5654/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.