г.Калуга |
|
16 ноября 2017 г. |
Дело N А84-81/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Экватор" (ОГРН 1149204009976, ИНН 9204005282): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия представителя;
от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН 1149204005598, ИНН 9204002997): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А84-81/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экватор" (далее - ООО "Экватор", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление, Севреестр, регистрирующий орган) от 22.12.2016 N 91/5/15-56675 и обязании Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Экватор" путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте - земельном участке площадью 0,1256 га согласно договору аренды от 08.06.2007 N 040766000039.
Дело рассматривалось с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя (далее - Правительство), Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, заявленные требования удовлетворены, решение Управления от 22.12.2016 N 91/5/15-56675 об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости признано недействительным, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте - земельном участке площадью 0,1256 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а, согласно договору аренды от 08.06.2007 N 040766000039.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Севреестр и Департамент обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационных жалоб их заявители ссылаются на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, полагают, что срок действия договора аренды земельного участка от 08.06.2007 N 040766000039 истек 01.03.2013, что является препятствием для принятия решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, кроме того, заявители жалоб ссылку судов на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04.10.2016 по делу N А84-1772/2016 считают ошибочной.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах и в отзывах на них, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат, исходя из следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 08.06.2007 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ООО "Экватор" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,1256 га, предназначенного для строительства и обслуживания административно-хозяйственных помещений рынка "Кольцо", расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а, (с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки) (далее - договор аренды). Срок действия договора установлен до 01.03.2013.
Дополнительным соглашением от 22.01.2013 сторонами внесены изменения в договор аренды, в том числе в пункты 3.2, 3.3, 3.4, и предусмотрено, что по окончанию срока, на который был заключен договор аренды земельного участка, арендатор, надлежащим образом исполняющий условия договора, имеет преимущественное право перед другими лицами, на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор, который имеет намерение воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды, обязан не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия договора уведомить письменно об этом арендодателя. При возобновлении договора аренды земли его условия могут быть изменены. В случае недостижения договоренности в отношении арендной платы и других существенных условий договора преимущественное право арендатора на заключение договора аренды земли прекращается.
25.02.2016 Управлением выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО "Экватор" на здание, площадью 78,00 кв.м по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а (запись регистрации от 25.02.2016 N 91-91/001-91/001/011/2016-842/1).
22.11.2016 ООО "Экватор" обратилось в Севреестр с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавское шоссе, 1а, на основании договора аренды земельного участка от 08.06.2007 N 040766000039.
Решением Управления от 22.12.2016 N 91/5/15-56675 отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании пунктов 1 и 4 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным законодательством, а именно, в связи с тем, что срок представленного договора аренды земельного участка от 08.07.2007 N 040766000039 истек 01.03.2013.
Полагая, что решение Управления 22.12.2016 N 91/5/15-56675 является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Экватор" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что у Севреестра отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 45 Федерального Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ, Федеральный конституционный закон) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение приведенной нормы Закона N 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя 25.07.2014 принят Закон N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), которым установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Пунктами 1, 7 статьи 7 Закона N 46-ЗС установлено, что к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных данной статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона N 46-ЗС Правительством Севастополя принято Постановление от 07.08.2014 N 202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права", которым к таким документам отнесен, в частности, заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права относительно которого подлежат государственной регистрации, или вещное право на недвижимое имущество, или дубликат договора, или его архивная копия (в том числе договора аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества) (пункт 2).
Частью 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона N 221-ФЗ.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случаях, установленных в части 1 части 17 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, в частности, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (пункт 1); если ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе (пункт 4).
Между тем, судами установлено отсутствие вышеуказанных оснований.
Согласно части 8 статьи 3 Закона N 46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Поскольку правоотношения по договору аренды земельного участка возникли до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, то к данным правоотношениям необходимо применять законодательство, действующее в момент их возникновения, то есть законодательство Украины.
В силу положений статьи 33 Закона Украины "Об аренде земли" в случае, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока договора аренды и при отсутствии в течение одного месяца после окончания срока договора письма-уведомления арендодателя о возражении в возобновлении договора аренды земли такой договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотренные договором.
Аналогичные положения закреплены в статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что на момент обращения ООО "Экватор" в Управление с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости после окончания срока договора аренды земельного участка данный договор возобновлен и являлся действующим.
Доказательства иного в материалы дела не представлены.
Кроме того, факт возобновления договора аренды земельного участка от 08.06.2007 после окончания срока действия договора установлен вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А84-1159/2015, А84-1772/2016, и ссылка судов на судебный акт по делу N А84-1772/2016 не противоречит статье 16 АПК РФ.
В связи с возобновлением договора аренды земельного участка по правилам вышеуказанных норм законодательства отсутствие дополнительных соглашений о продлении договора аренды не имеет правового значения, а соответствующие доводы жалоб являются ошибочными.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления отсутствовали правовые основания принятия оспариваемого решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости от 22.12.2016 N 91/5/15-56675, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Доводы кассационных жалоб подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.03.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А84-81/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.