г. Калуга |
|
22 ноября 2017 г. |
Дело N А83-6410/2015 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Аквавита" (298500, Республика Крым, г. Алушта, с. Виноградное, ул. 5 км Ялтинского шоссе, д. 3, ОГРН 1149102087815, ИНН 9101003170) |
Абраменко М.А. - представителя (дов. от 21.11.2017 N 61, пост.) Говорухи А.В. - представителя (дов. от 31.11.2017 N 60, пост.) |
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республики Крым ( правопреемник инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алуште Республики Крым) (298600, Республика Крым, г. Ялта, ул. Васильева, д. 16а, ОГРН 114910000060, ИНН 9103000023) |
Зари И.А. - представителя (дов. от 13.11.2017 N 04-21/19078, пост.) Грязновой Г.М. - представителя (дов. от 11.01.2017 N 04-32/00129, пост.) Черныш А.А. - представителя (дов. от 11.01.2017 N 04-32/00165, пост.) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквавита" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2017 (судья Колосова А.Г.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-6410/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аквавита" (далее - ООО "Аквавита", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алуште Республики Крым (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.08.2015 N 7.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.03.2016 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2017 обществу в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права и заявленные требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.11. 2014 общество поставлено на учет как российская организация в налоговом органе по месту его нахождения, о чем выдано соответствующее свидетельство.
23.03.2015 ООО "Аквавита" подана декларация по налогу на прибыль за 2014 год.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт от 07.07.2015 N 06.1-13/177 и принято решение от 27.08.2015 N 7 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уменьшить убытки, исчисленные за 2014 год в сумме 37 852 678 руб., и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о том, что Положением о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период от 25.06.2014 N 2263-6/14 (далее - Положение N 2263-6/14), утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 N 2263-6/14, не установлено порядка переноса отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, сформированного в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины в последней налоговой отчетности по налогу на прибыль в переходном периоде, как убытков, сформированных по налогу на прибыль по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республики Крым от 16.10.2015 N 07-20/12739с апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО "Аквавита" в арбитражный суд с указанным выше требованием.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с п. 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении: юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры.
Положением N 2263-6/14 определен порядок администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно пунктов 1-2 Положения N 2263-6/14 в состав последней налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий за первое полугодие 2014 года и с 1 июля 2014 года по день, предшествующий дню внесения сведений в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ, входит полный пакет финансовой отчетности за такой период времени.
Пунктом 3 раздела II указанного Положения предусмотрено, что в налоговой отчетности по налогу на прибыль в составе расходов не отражаются отрицательное значение объекта налогообложения, которое не было погашено на 1 января 2012 года, отрицательное значение объекта налогообложения 2013 года, а также отрицательное значение объекта налогообложения первого полугодия 2014 года.
Таким образом, отрицательные значения объекта налогообложения, указанные в пункте 3 Положения N 2263-6/14 не должны включаться в налоговую отчетность по налогу на прибыль предприятий за период, указанный в пункте 1.
Согласно пункту 6 раздела II Положения N 2263-6/14 первым отчетным (налоговым) периодом по налогу на прибыль организаций признается период времени со дня внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ и до конца соответствующего отчетного (налогового) периода, установленного положениями статьи 285 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту настоящего раздела - налог на прибыль организаций).
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется с учетом следующего: не подлежат повторному включению в доходы (расходы) юридического лица суммы, ранее отраженные в составе доходов (расходов) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль предприятий; доходы (расходы) учитываются по правилам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, но если дата признания доходов (расходов), установленная статьями 271, 272, 273 Налогового кодекса Российской Федерации, относится к последнему налоговому периоду по налогу на прибыль предприятий и данные доходы (расходы) не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли по причине их признания в более поздние периоды согласно положениям Раздела III "Налог на прибыль предприятий" Налогового кодекса Украины, то такие доходы (расходы) подлежат учету при формировании налоговой базы отчетного (налогового) периода, указанного в пункте 6 Раздела II настоящего Положения; юридические лица, которые признавали в целях налогообложения прибыли предприятий доходы (расходы) по методу начисления, вправе для признания доходов (расходов) применять кассовый метод в соответствии с правилами главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, начиная с первого отчетного периода (пункты 7, 7.1, 7.2, 7,3 раздела II Положения N 2263-6/14).
Общество поставлено на учет как российская организация в налоговом органе по месту его нахождения 20.11.2014, следовательно, в соответствии с пунктом 6 раздела II Положения N 2263-6/14, первым отчетным (налоговым) периодом по налогу на прибыль организаций для него признается период времени со дня внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ и до конца соответствующего отчетного (налогового) периода, установленного положениями статьи 285 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, при этом налоговая база должна исчисляться обществом с учетом особенностей, установленных пунктами 7.1-7.3 указанного Положения. При этом, в соответствии с п. 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14, с 20.11.2014 в отношении общества применяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 8 статьи 274 НК РФ убытком признается отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса. При этом убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, определенных в статье 283 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 283 Кодекса налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем периодом, в котором получен этот убыток (пункт 2 статьи 283 Кодекса).
Таким образом, при исчислении налога на прибыль налогоплательщикам предоставлено право учесть убыток при исчислении налога при условии соблюдения установленных законом требований. К их числу пунктом 4 статьи 283 Кодекса отнесено представление документов, подтверждающих объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на величину ранее полученных убытков.
Убыток представляет собой финансовый результат хозяйственной деятельности организации, на размер которого влияет сумма произведенных в налоговом периоде расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли в случае соответствия их требованиям, перечисленным в статье 252 Кодекса. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, в случае отражения в налоговой декларации убытка без соответствующих подтверждающих первичных документов на основании регистров налогового учета и иных аналитических документов, порядок, установленный пунктом 4 статьи 283 Кодекса, нельзя признать соблюденным.
Поскольку возможность учета убытка предыдущих налоговых периодов носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать их правомерность и обоснованность, при отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несет риск неблагоприятных налоговых последствий.
Исследуя представленные сторонами доказательства, судебные инстанции установили, что фактически убыток в размере 37 852 678 руб. сформирован налогоплательщиком за период с 01.07.2014 по 19.11.2014 по законодательству Украины и является финансовым результатом переходного периода, который определяется путем уменьшения доходов отчетного периода на сумму расходов, а поэтому в силу подпункта 7.1. пункта 7 Положения N 2263-6/14 не подлежит повторному включению в доходы (расходы) юридического лица; первичные документы, подтверждающие образование убытка именно в этот период, обществом не представлены; убыток общества образовался не в связи с переоценкой из гривны в рубли, обязанность проведения которой установлена пунктом 5 раздела 1 Положения N 2263-6/14, а в связи с переоценкой долларов в рубли в отношении кредиторской задолженности по контракту от 01.06.2007 N 190К/07.
Данные выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам, представленные в материалы дела доказательства суд оценил с учетом указаний кассационной инстанции при направлении дела на новое рассмотрение. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов доводы заявителя жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям пункта 7 статьи 3 НК РФ, который предусматривает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика, поскольку какие-либо неясности Положения N 2263-6/14 судом не установлены, сам налогоплательщик на них не ссылается.
Как уже указано выше, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ до 01 января 2015 года установлен переходный период для урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6), а также предусмотрено иное правовое регулирование в переходный период в сфере законодательства о налогах и сборах (статья 15).
При таких обстоятельствах, наличие в Республике Крым нормативного правового акта, предусматривающего до 01 января 2015 года иной порядок администрирования отдельных налогов и сборов, чем в других субъектах Российской Федерации, не противоречит равенству налогообложения, установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 по делу N А83-6410/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквавита" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.