г.Калуга |
|
28 ноября 2017 г. |
Дело N А83-2664/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 28.11.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник" (ОГРН 1149102173857, ИНН 9104003323, ул.Речная, д.133, г.Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым, 298405) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Счетной палаты Республики Крым (ул.Толстого, 15, г.Симферополь, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 (судьи Градова О.Г., Омельченко В.А., Карев А.Ю.) по делу N А83-2664/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным пункта 1.4 описательной (мотивировочной) части представления Счетной палаты Республики Крым (далее - Счетная палата) от 06.12.2016 N 12.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.06.217 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 определение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Счетная палата просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе определение суда первой инстанции, указывая, что судом первой инстанции верно применены нормы материального и процессуального права, поскольку учреждение является некоммерческой организацией, в связи с чем оспоренное частично представление не может нарушать права и законные интересы заявителя по делу в связи с неосуществлением последним предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУ РК "Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник" просит оставить постановление суда без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Из материалов дела следует, что учреждением частично оспорено в судебном порядке представление Счетной палаты от 06.12.2016 N 12, вынесенное по результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Крым, выделенных в 2015 г. и январе-августе 2016 г. учреждению.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, указывая на статус учреждения как некоммерческой организации, и исходя из того, что оспариваемое предписание не имеет экономического содержания, затрагивает трудовые правоотношения между работником и учреждением, пришел к выводу о неподведомственности спора арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Для определения подведомственности дел, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ, необходимо установить субъектный состав спора и сферу общественных отношений, в которой возник спор. Арбитражному суду подведомственны лишь те дела о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, в которых затрагиваются права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Деятельность Счетной палаты Республики также регламентируется законом Республики Крым от 20.11.2014 N 9-ЗРК/2014 "О Счетной палате Республики Крым".
В силу положений статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с названным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных названным Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2). Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3).
Под проверкой в целях названного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).
Учреждение является соответствующим объектом государственного финансового контроля (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
В силу статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (часть 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений; под предписанием в целях названного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Таким образом, оспариваемое представление Счетной палаты обладает признаками ненормативного акта, порождает для учреждения правовые последствия, обязывает его к мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, затрагивает сферу его имущественных и законных интересов, то есть обладает признаками ненормативного правового акта, который может быть оспорен по правилам главы 24 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции признан необоснованным и вывод суда первой инстанции о том, что статус некоммерческой организации исключает возможность рассмотрения заявления учреждения в арбитражном суде.
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Заявитель является юридическим лицом, государственным бюджетным учреждением, учрежденным Республикой Крым (Министерство культуры Республики Крым), его видами деятельности являются: основным - деятельность музеев, дополнительными - торговля розничная книгами, газетами и журналами в специализированных магазинах, торговля розничная сувенирами, изделия народных художественных промыслов, творческая деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек и архивов, деятельность библиотечных садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков.
Таким образом, учреждение является субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что настоящий спор возник вследствие осуществления Счетной палатой функции внешнего финансового контроля в отношении учреждения по проверке использования выделенных заявителю бюджетных средств, имеет экономическое содержание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду.
Доводы, изложенные в жалобе, выводов суда апелляционной инстанции и применение норм права не опровергают, в связи с чем оснований для отмены постановления суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 по делу N А83-2664/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.