г.Калуга |
|
5 декабря 2017 г. |
Дело N А83-3242/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя - государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (г.Керчь, ул.Кирова, 28, ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450) - Кудренко А.А. (дов. N 159 от 23.12.2016);
от заинтересованных лиц - государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (г.Симферополь, ул.А.Невского, д.17А, ОГРН 1147746335527, ИНН 7707830048) - не явились;
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым (г.Керчь, ул.Сергея Борзенко, 40, ОГРН 1149100000147, ИНН 9111000027) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.06.2017 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-3242/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице филиала N 6 (далее - фонд соцстраха, фонд) от 28.12.2016 N 71 в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 7073,10 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму произведенных работникам выплат при однодневных командировках, а также начисленных за данное нарушение пеней и штрафов.
Дело рассматривалось при участии межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Крым (далее - налоговая инспекция).
Решением суда от 07.06.2017 требование предприятия удовлетворено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд соцстраха просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требования предприятия отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предприятия поддержала доводы отзыва на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя предприятия, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в период с 17.10.2016 по 05.12.2016 фондом проведена выездная плановая проверка в отношении предприятия по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.08.2014 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлен акт от 06.12.2016 N 71 и принято решение от 28.12.2016 N 71 о привлечении предприятия к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением предприятию доначислены за период с 01.08.2014 по 31.12.2015 страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 7082,01 руб., начислены пени по состоянию на 31.12.2015 за неуплату страховых взносов в сумме 361,82 руб., предприятие привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов, в сумме 1416,40 руб.
Не соглашаясь с решением фонда в части доначисления страховых взносов на сумму 7073,10 руб., а также в части начисления на эту сумму пеней и штрафа, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Частями 1, 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ, и учитывается отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен закрытый перечень выплат и вознаграждений, которые не подлежат обложению страховыми взносами.
Частью 2 данной статьи установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу статьи 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей (не в государственных органах и учреждениях всех уровней, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях) определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, абзацем 2 пункта 11 которого предусмотрено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из содержания названных норм права следует, что работодатель - хозяйствующий субъект, вправе самостоятельно своим локальным актом устанавливать размер и порядок возмещения расходов, связанных с командировками.
Судами установлено, что приказом руководителя предприятия от 09.06.2014 N 44 утверждено Положение о служебных командировках работников ГУП РК "Крымские морские порты" и его филиалов на территории РФ и за ее пределами, пунктом 7.9 которого предусматривалось, что при направлении работников в однодневную командировку в другой населенный пункт при отсутствии документального подтверждения осуществления расходов работнику возмещаются денежные средства в сумме 700 рублей.
Приказом предприятия от 25.03.2015 N 63 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 13.05.2015 N 104) утверждено новое Положение о служебных командировках работников предприятия и его филиалов на территории РФ и за ее пределами, пунктом 7.9 которого предусмотрено, что при направлении работников в однодневную командировку в другой населенный пункт работнику взамен суточных возмещаются денежные средства в сумме 700 рублей. Документальным подтверждением осуществления таких расходов признаются приказ о направлении в командировку и служебное задание.
Возмещение в спорный период работникам предприятия денежных средств в сумме 700 руб. при их направлении в однодневную командировку осуществлялось предприятием на основании внутреннего положения в фиксированной сумме и не требовало документального подтверждения размера несения расходов, поскольку такая необходимость внутренним положением не предусмотрена.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о том, что выплаченные предприятием своим работникам денежные суммы при направлении их в служебные командировки сроком на один день представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако, исходя из их направленности и экономического содержания, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или с ведома работодателя, а поэтому не могут быть признаны выплатами, подлежащими обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суд по праву удовлетворил требование общества.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.06.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А83-3242/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.