г. Калуга |
|
06 декабря 2017 г. |
Дело N А09-1462/2017 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
|
Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Форвард" (241035, г. Брянск, ул. Шоссейная, д. 1, ОГРН 1023201072014, ИНН 3232004794) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
от инспекции ФНС России по г. Брянску (241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008)
от Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53) |
Васекиной С.А. - представителя (дов. от 28.12.2016 N 03-09/47104, пост.) Цыганковой Е.В. - представителя (дов. от 01.12.2017 N 03-09/47438, пост.)
Васекиной С.А. - представителя (дов. от 17.01.2017 N 05, пост.)
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форвард" на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.04.2017 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А09-1462/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Форвард" (далее - ООО "Форвард", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.11.2016 N 105 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 5 253 725 руб. 49 коп., пеней в сумме 2 375 448 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.04.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить как незаконные и необоснованные, и удовлетворить заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Форвард" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт проверки от 30.09.2016 N 105 и принято решение от 11.11.2016 N 105 о привлечении общества к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату налога на прибыль, транспортного налога; в соответствии со статьей 123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный срок сумм налога на доходы физических лиц, а также налогоплательщику предложено уплатить недоимки по налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 6 330 812 руб., пени по указанным налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 2 457 733 руб.
В ходе налоговой проверки инспекция, в частности, установила, что общество отразило в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года и 2 квартал 2013 года сумму, полученную за реализованные товары (работы, услуги), не в полном объеме, что повлекло занижение соответствующей налоговой базы и суммы налога на добавленную стоимость за указанные периоды. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления обществу 5 253 725 руб. 49 коп. налога на добавленную стоимость и начисления 2 375 448 руб. пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области от 20.01.2017 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество, не оспаривая занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, не согласилось с выводом инспекции о занижении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, поскольку в указанных периодах имело право на налоговые вычеты по названному налогу в сумме 5 253 725 руб. 49 коп., которые не были заявлены (задекларированы) в налоговых декларациях за соответствующие периоды, но которые, по мнению общества, должны были быть выявлены и приняты инспекцией при проверке, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с требованием о признании частично недействительным решения налогового органа.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суда полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и не допустили нарушений норм материального права.
Пунктом 1 статьи 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 173 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.
Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
В данном случае налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в размере, превышающем суммы, заявленные в налоговых декларациях за спорные периоды (4 квартал 2012 года и 2 квартал 2013 года), обществом не декларировались, уточненные налоговые декларации по этому налогу для дополнительного применения вычетов не подавались.
Довод общества о том, что право налогоплательщика на самостоятельную реализацию его права на налоговый вычет не освобождает налоговый орган от обязанности при осуществлении выездной проверки определить сумму действительного налогового обязательства общества, правомерно отклонен судами.
Правовая позиция о необходимости определения в ходе выездной налоговой проверки действительного размера налоговой обязанности при переквалификации налоговым органом совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 06.07.2010 N 17152/09 и от 25.06.2013 N 1001/13.
Данная позиция подлежит применению при условии, что доначисление налога на добавленную стоимость обусловлено иной юридической оценкой для целей налогообложения хозяйственных операций, относительно совершения и документального подтверждения которых спор отсутствует.
В рассматриваемом случае применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по дополнительно представленным счетам-фактурам не обусловлено переквалификацией налоговым органом совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций, что заявителем не оспаривается. В рассматриваемом деле налоговые вычеты по дополнительным счетам-фактурам обществом не декларировались, уточненные налоговые декларации также не подавались.
Таким образом, несмотря на представление обществом дополнительных счетов-фактур и учитывая непредставление уточненных налоговых деклараций, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки обоснованно учтены при исчислении налога только те вычеты, которые обществом были отражены в налоговых декларациях.
С учетом изложенного судами сделан правомерный вывод относительно законности и обоснованности решения налогового органа в оспариваемой обществом части.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и, по сути, сводятся к переоценке фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 26.04.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 по делу N А09-1462/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форвард" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.