Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 ноября 2004 г. N КГ-А40/10431-04-Б
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2006 г. N КГ-А40/425-06-П
ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" обратилось в Арбитражного суда города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 9.908.503 руб. убытков, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате проезда воздушным транспортом в 2002 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Управление социальной защиты населения Администрации Красноярского края.
Решением от 05.07.04 в удовлетворении иска отказано.
При этом суд первой инстанции указал на то, что в доказательство понесенных расходов от предоставления льгот истцом не представлены предусмотренные письмом Минтруда РФ от 19.02.97 N 817-АО "О реализации льгот на проезд, предоставленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" талоны на право бесплатного проезда и доказательства предъявления их к оплате в орган социальной защиты населения.
В кассационной жалобе ОАО "АК "Красноярские авиалинии" просит решение отменить.
ОАО "АК "Красноярские авиалинии" указывает, что письмо Минтруда РФ не является нормативно-правовым актом, не влечет правовых последствий и в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 на него нельзя ссылаться при разрешении споров. Доказательством осуществления льготной перевозки является билет, в котором указываются данные об инвалиде, номер удостоверения инвалида, номер его паспорта.
Ответчик, напротив, полагает решение правильным и просит оставить из без изменения, считая, что причинение истцу убытков не доказано.
Проверив законность обжалованного решения, заслушав представителей сторон, обсудив жалобу, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что в соответствии с письмом Минтруда РФ от 19.02.97 N 817-АО основанием для предоставления инвалидам льготного проезда являются листы талонов, выдаваемые гражданам органами социальной защиты по месту их жительства, корешок которого должен предъявляться в орган социальной защиты для возмещения расходов понесенных организацией, предоставившей льготу, однако ОАО "АК "Красноярские авиалинии" в доказательство понесенных расходов указанные талоны не представило.
Между тем, вывод суда о том, что доказательством понесенных расходов являются листы талонов, которые предусмотрены письмом Минтруда РФ, не соответствует закону.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Право инвалидов на бесплатный проезд и 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного транспорта установлены ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Реализация государственной политики в отношении инвалидов относится к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Порядку предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.01 N 536 (постановлением Правительства РФ от 28.02.02 N 137 срок действия Порядка продлен на 2002 год) на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субсидии и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России.
Исходя из положений п. 2 ст. 786 ГК РФ и ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки удостоверяется билетом.
Требований подтверждения осуществления льготной перевозки ветеранов дополнительными документами законом не предусмотрены.
Письмо Минтруда РФ от 19.02.97 N 817-АО не устанавливает и не может устанавливать таких требований, поскольку не является нормативно-правовым актом.
С учетом изложенного билеты являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт осуществления льготной перевозки.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
При новом рассмотрении истцу следует уточнить предмет иска, исходя из того, что п. 5 ст. 790 ГК РФ предусматривает возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатного проезда, а не стоимости проезда, представить расчет размера исковых требований, подтвержденного актами сверок с органами социальной защиты, авиабилетами, а в случае отсутствия актов сверок по спорным бесплатным перевозкам, представить расчет понесенных по ним расходов (себестоимости перевозки).
Суду следует учесть изложенное, уточнить предмет и основания иска, является ли Российская Федерация надлежащим ответчиком по делу.
На основании надлежащего исследования материалов дела необходимо установить, к компетенции каких органов государственной власти относится реализация льгот инвалидов по проезду, федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации является источником финансирования установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот, являются ли предъявленные ко взысканию денежные средства убытками транспортной организации.
Суду также следует установить, предусмотрено ли финансирование расходов транспортных организаций Федеральным законом "О бюджете на 2002 год", выделялись ли денежные средства из федерального или регионального бюджетов и были ли перечислены эти денежные средства транспортным организациям.
Исходя из этого следует выяснить, компенсация расходов транспортным организациям осуществлена не в полном объеме вследствие недофинансирования, отсутствия средств в бюджете или вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей Минфином России, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами социальной защиты населения, и, соответственно, подлежат ли возмещению расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, федерального бюджета или казны Российской Федерации.
Суду необходимо обсудить вопрос о возможности привлечения к участию в деле органов социальной защиты населения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают граждане, использовавшие право на льготную перевозку, исследовать взаимоотношения транспортной организации и органов социальной защиты на предмет компенсации расходов, сверки понесенных расходов, и на основании представленных сторонами доказательств установить размер некомпенсированных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, постановил:
решение от 05.07.04 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-52908/04-5-581 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2004 г. N КГ-А40/10431-04-Б
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании