г. Калуга |
|
7 декабря 2017 г. |
Дело N А23-7198/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (ОГРН 1044004404080, ИНН 4027064217, 2-ой Красноармейский пер., 2а, г. Калуга, 248000); от Управления Федерального казначейства по Калужской области (ОГРН 1024001429583, ИНН 4029010217, ул. Грабцевское шоссе, 39, г. Калуга, 248009);
от Правительства Калужской области (ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305, пл. Старый Торг, 2, г. Калуга, 248000); от Министерства финансов Калужской области (ул. Достоевского, 48, г. Калуга, 248000); от Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140, ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, г. Москва, 115088) |
Дорохина В.А. - представителя по доверенности от 13.07.2017 N ЕВ-2822-17;
Назаренко И.В. - представителя по доверенности от 19.01.2017 N 37-17-17/65; Финакиной Е.Ю. - представителя по доверенности от 19.07.2017 N 37-17-17/171; Медведевой В.С. - представителя по доверенности от 17.07.2017 N 37-17-17/165; Елкина А.В. - представителя по доверенности от 28.07.2017 N 01-41/989-17;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.05.2017 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А23-7198/2016,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Калужской области (далее - Управление) от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017.
Дело рассмотрено с участием Министерства финансов Калужской области, Правительства Калужской области, Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением суда от 11.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании централизованного задания Федерального казначейства в соответствии с планом контрольных мероприятий на 2016 год Управлением Федерального казначейства по Калужской области в период с 8 по 27 июля 2016 года в отношении Министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан России" за 2015 год, результаты которой отражены в акте от 10.08.2016.
Управлением 22.09.2016 принято представление N 37-10-45/46-2017, согласно которому Министерству предписывалось в срок до 21.10.2016 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Посчитав представление незаконным, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 3.10 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, утвержденным Постановлением Губернатора Калужской области от 19 мая 2006 года N 177 "О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области" (далее - Положение) Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов для финансирования утвержденных программ, мероприятий и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства; в порядке, установленном правительством Калужской области, разрабатывает и реализует государственные программы Калужской области; разрабатывает, обеспечивает реализацию и финансирование, а также утверждает ведомственные целевые программы по вопросам ведения министерства (пункт 3.9); - осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области (пункт 3.68).
Допущенные Министерством нарушения, указанные в п. 1 представления от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017, состоят в том, что в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калужской области на 2014 - 2015 годы, утвержденный приказом Министерства от 06.06.2014 N 223, внесены изменения в части замены 16 многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования городской округ "Город Калуга", что составило 35,5 % от общего количества многоквартирных домов, ранее включенных в заявку Министерства, в соответствии с которой были выделены средства Фонда, на другие многоквартирные дома, находящиеся в этом же муниципальном образовании, без подтверждения наличия условий для замены многоквартирных домов с учетом принятых решений общих собраний собственников помещений в указанных многоквартирных домах".
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) (далее - ЖК РФ) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуги и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 4.1. статьи 168 ЖК РФ установлено, что решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Частью 2 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр., предусмотрено утверждение нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок, сроки и основания принятия решения о внесении изменений в региональную программу исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию региональной программы (далее уполномоченный орган), а также сроки направления в уполномоченный орган сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, в том числе при актуализации региональной программы.
Изучив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что действия Министерства по изменению в краткосрочный план на 2014-2015 годы в части замены одних 16 домов, расположенных на территории г. Калуги, на другие дома, свидетельствуют о нарушении заявителем положений части 4.1. статьи 168 ЖК РФ, части 2 Методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 29.10.2015 N 774/пр, пункта 2.2.3 Дополнительного соглашения от 08.12.2014 N 2 к Договору от 28.07.2014 N 32-КР о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, заключенному между Фондом и Министерством, пункта 2 части 7 статьи 20.1. Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Вывод проверяющего органа, указанный в пункте 2 представления, о допущенном Министерством нарушении по не соблюдению срока исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2015 годы, утвержденного приказом Министерства от 06.06.2014 N 223, соответствует следующим положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Особенностей в отношении использования средств Фонда областным бюджетом Калужской области на 2015 год не предусмотрено.
Частью 4 статьи 15.1. Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ установлено, что мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, на реализацию которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Организация работ по проведению капитального ремонта в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы входит в период действия заключенных договоров (соглашений), в которых срок исполнения мероприятий по капитальному ремонту предусмотрен по 31.12.2015.
Таким образом, Министерство в рамках своих полномочий обязано выполнить мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, на реализацию которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки.
Указанные в пункте 3 и пункте 4 представления нарушения: не обеспечен контроль за возвратом одиннадцатью муниципальными образованиями области неиспользованных по состоянию на 01.01.2015 остатков целевых средств областного бюджета, источником которых явились средства Фонда, в доход областного бюджета в сумме 158 143 457,26 руб.; не обеспечен контроль за возвратом десятью муниципальными образованиями области неиспользованных по состоянию на 01.01.2016 остатков целевых средств областного бюджета, источником которых явились средства Фонда, в доход областного бюджета в сумме 117 761 174,08 руб.
Функции Министерства по контролю за использованием средств Фонда предусмотрены п. 1.1. части 1 статьи 20.1. Федерального закона N 185-ФЗ, пунктами 2.2.4, 2.2.5 Дополнительного соглашения от 21.07.2014 N 13, пунктами 2.2.4, 2.2.6 Дополнительного соглашения от 16.02.2015 N 15 к Договору от 27.03.2008 N 03-ЗС, заключенных между Фондом и Министерством.
Вышеуказанными нормами был предусмотрен возврат в областной бюджет неиспользованных целевых средств и только после этого в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В п. 5 представления от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017 указано, что Министерством не обеспечена минимальная доля долевого финансирования за счет средств областного бюджета и средств местных бюджетов по итогам первого года реализации 3 этапа (2015-2016 годы) Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Калужской области на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением правительства Калужской области от 29.04.2013 N 231.
Данный вывод правомерно основан на положении части 3 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, пунктов 2.3.6, 2.3.7 Договора от 27.03.2008 N 03-ОЗ о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Фондом и Калужской областью.
Не перечисление муниципальным образованиям, претендующим в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в течение 30 дней со дня получения средств Фонда, свидетельствует о нарушении Министерством пункта 2.3.1 Договора от 27.03.2008 N 03-ОЗ о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Фондом и Калужской областью, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 6 представления от 22.09.2016 N 37-10-45/46-2017.
По существу доводы жалобы сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, основаны на ином толковании заявителем положений законодательства, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального, процессуального права, а поэтому в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 11.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по делу N А23-7198/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.