г.Калуга |
|
5 декабря 2017 г. |
Дело N А36-743/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашанковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от автономной некоммерческой организации "Футбольный клуб "Металлург" (ОГРН 1024840832301, ИНН 4824017218, ул.Первомайская, д.59, г.Липецк, 398059) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396, ул.Интернациональная, д.6, г.Липецк, 398050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2017 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А36-743/2017,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Металлург" (далее - организация, футбольный клуб) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (далее - Управление, УПФР) от 18.01.2017 N 2.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление судов, указывая: на неправильное толкование судами положений подпункта "ф" пункта 8, пункта 11 части 1 и части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статей 251 и 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации; на не согласие с выводами судов о том, что футбольный клуб не является профессиональным футбольным клубом.
В отзыве на жалобу футбольный клуб просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, настаивая на необоснованности доводов управления о необходимости в целях применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов исключения из общего объема доходов полученных целевых поступлений на содержание некоммерческой организации; деятельность футбольного клуба не связана с профессиональным спортом, поскольку УПФР не представлено доказательств осуществления организацией деятельности, направленной на организацию и проведение спортивных соревнований.
Определением суда кассационной инстанции от 13.09.2017 производство по рассмотрению кассационной жалобы управления ПФ РФ в г.Липецке Липецкой области приостанавливалось до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N А36-10109/2016.
Определением суда от 09.11.2017 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции считает подлежащими отмене решение и постановление судов по следующим основаниям.
Как установлено судами, следует из материалов дела, в результате проведенной камеральной проверки представленного 15.08.2016 ФК "Металлург" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхования расчета (РСВ-1) за полугодие 2016 г., УПФР принято решение от 18.01.2017 N 2, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 104456,98 руб., начислены пени в сумме 31173,99 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 522329,87 руб.
Основанием для начисления страховых взносов, пени и привлечения к ответственности послужили выводы управления о необоснованном применение футбольным клубом в отчетном периоде пониженного тарифа страховых взносов, право применения которого предусмотрено пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку страхователем не соблюдены условия применения пониженного тарифа - футбольный клуб осуществляет деятельность в области профессионального спорта. Кроме того, по мнению УПФР, организация не имеет права на уплату пониженного тарифа и по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку не соответствует критериям для определения доли дохода от реализации услуг, доля доходов от осуществления основного вида деятельности составляет менее 70% в общем объеме доходов (включая целевые поступления из бюджета на содержание некоммерческой организации).
Не согласившись с решением УПФР, ФК "Металлург" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, пришли к выводу, что пониженный тариф страховых взносов (0%) применен футбольным клубом обоснованно, поскольку при определении доли доходов от реализации и (или) оказанных услуг по виду деятельности "прочая деятельность в области спорта" не должны учитываться поступившие футбольному клубу целевые поступления на его содержание.
Судами отклонены доводы УПФР о том, что футбольный клуб относится к организации профессионального спорта, поскольку согласились с позицией ФК "Металлург" о том, что клуб, как и все остальные футбольные клубы в Российской Федерации, не организует, а участвует в футбольных соревнованиях, организованных РФС, следовательно, правовых оснований причислять его к профессиональному спорту не имеется.
Однако, судами не принято во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (ч.1 статьи 12 Закона N 212-ФЗ).
В статье 58 Закона N 212-ФЗ определены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2012- 2018 годов тариф страховых взносов в льготном размере применяется для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 указанной статьи.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим в качестве основного вида деятельности, в частности, деятельность в области спорта (подпункт "ф").
На основании части 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 указанного Кодекса.
Положения Налогового кодекса различают порядок определения доходов организации и порядок определения налоговой базы для исчисления соответствующего налога.
Определение доли дохода поставлено в зависимость от размера дохода, полученного футбольным клубом, и не связаны с порядком определения организацией налоговой базы по УСН.
Таким образом, при расчете доли дохода в сумме дохода от реализации товаров (работ или услуг) учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, указанные в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса.
Обоснованность расчета доходов в целях определения 70% доли доходов по основному виду деятельности с учетом поступающих целевых поступлений и пожертвований подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.11.2017 N 310-КГ17-15665.
Таким образом, для применения пониженного тарифа на условиях, предусмотренных подпунктом "ф" пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, следует установить процентное соотношение полученного футбольным клубом дохода от вида деятельности "прочая деятельность в области спорта" к доходу, определяемом по правилам пунктов 1 и 2 статьи 248 НК РФ.
Однако особенности определения дохода судами при рассмотрения настоящего спора не учтены.
Вторым самостоятельным основанием для применения пониженного тарифа в силу пункта 11 части 1 статьи 58 Законам N 212-ФЗ является осуществление некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в соответствии с учредительными документами деятельности в области массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Для применения пониженного тарифа по данному основанию одним из критериев является вид деятельности.
Оспоренное решение N 2 основано именно на оценке управлением вида деятельности футбольного клуба - профессиональный или массовый спорт.
Субъект спортивного правоотношения - это участник спортивного правоотношения, наделенный правами и обязанностями. В статье 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержится список субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Согласно пункту 10.4 статьи 2 Закона N 329-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ, профессиональный спортивный клуб - юридическое лицо, которое является участником профессионального спортивного соревнования или которое заявило в установленном организатором профессионального спортивного соревнования порядке об участии в таком соревновании.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 профессиональным спортом является часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.
Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях (пункт 4 статьи 2 Закона N 329-ФЗ).
Из совокупности названных положений следует, что спортивный клуб занимается профессиональным спортом, участвуя в профессиональных спортивных соревнованиях, или, заявило об участии в таких соревнованиях, но организацию таких соревнований осуществляет соответствующая федерация спорта, участником которой является такой спортивный клуб, прошедший соответствующую аттестацию.
Вопросы организации профессиональных спортивных соревнований регулируются соответствующей федерацией спорта.
Уставом общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" предусмотрены положения об организации РФС различного рода соревнований.
Законодательство о физической культуре и спорте не запрещает спортивному клубу заниматься профессиональным спортом, но при соблюдении определенных условий, устанавливаемых РФС.
В Уставе АНО ФК "Металлург" прямо предусмотрено, что целями деятельности ФК являются развитие профессионального, любительского и детского футбола, а также участие в первенствах (чемпионате) и Кубке России по футболу, в других футбольных соревнованиях и турнирах с соблюдением правил установленных ФИФА, УЕФА, РФС, профессиональной футбольной лигой ( л.д.51-58, т.2).
Согласно имеющемуся в материалах дела соглашению от 25.12.2015 N 2015/4-1, заключенному Управлением физической культуры и спорта Липецкой области и АНО ФК "Металлург", дополнительные субсидии из бюджета предоставлены на оказание содействия развитию детско-юношеского и профессионального спорта.
Однако, занятие профессиональным спортом даже, если организация осуществляет деятельность в области массового спорта, исключает возможность применения пониженных тарифов при исчислении страховых взносов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, арбитражный суд кассационной инстанции вправе по результатам рассмотрения кассационной жалобы отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 286 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные судами двух инстанций решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных АНО ФК "Металлург" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А36-743/2017 отменить.
Отказать в удовлетворении требований автономной некоммерческой организации "Футбольный клуб "Металлург" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области от 18.01.2017 N 2.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В.Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.