г.Калуга |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А14-9648/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 12.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от закрытого акционерного общества "Стройтехносервис" (ОГРН 1027729009439, ИНН 7729420849, ул.Платонова, д.4, оф.511, г.Воронеж, 394018) -- Вороновой Н.В. (дов. от 26.10.2017),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 3666142821, ул. Карла Маркса, д.46, г.Воронеж, 394036) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484, ул. Карла Маркса, д.46, г.Воронеж, 394036) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Диагональ Групп" (ОГРН 1113668056633, ИНН 3664116336, ул.Платонова, д.4, офис 511, г.Воронеж, 394018) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Стройтехносервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А14-9648/2016,
установил:
закрытое акционерное общество "Стройтехносервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области от 22.06.2016 N 15-2-18/13120 и обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записей от 27.06.2016 за государственными регистрационными номерами (далее - ГРН) 2163668962840, 2163668962851, 2163668962862 в отношении ЗАО "Стройтехносервис".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Диагональ Групп".
Решением суда от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, указывая, что выводы судов основаны на неверном толковании норм права, противоречат фактическим обстоятельствам, а также судебные акты нарушают права и законные интересы ЗАО "Технострой-Инвест", так как договорные отношения с последним у заявителя отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ФНС России по Воронежской области считает доводы общества несостоятельными, так как у Управления имелись правовые основания для отмены решения территориального регистрирующего органа в связи с поступившей жалобой ИФНС РФ по Ленинскому району г.Воронежа.
Межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Воронежской области также в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, ЗАО "Стройтехносервис" (зарегистрировано при создании юридического лица 21.11.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 29 по Западному административному округу г. Москвы; 19.04.2009 в ЕГРЮЛ внесена запись об учете ЗАО "Стройтехносервис" МИФНС N 46 по г. Москве в связи с изменением адреса (места нахождения) общества: г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 18, кв. 2; 20.12.2013 решением внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Стройтехносервис" (протокол N 20 от 20.12.2013) утвержден Устав ЗАО "Стройтехносервис") 09.03.2016 обратилось в МИФНС N 46 по г. Москве с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица в соответствии решением общего собрания акционеров ЗАО "Стройтехносервис" об изменении места нахождения юридического лица.
15.03.2016 межрайонной инспекцией ФНС России N 46 по г.Москве принято решение о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, ЗАО "Стройтехносервис" на основании полученных 09.03.2016 (вх.N 72505А) документов.
Поскольку новым местонахождением общества является г.Воронеж, 05.04.2016 ЗАО "Стройтехносервис" обратилось с заявлением по форме Р13001 с приложением протокола общего собрания участников от 21.12.2015 N 23, договора аренды от 01.12.2015 N 07/5-15 нежилого помещения, устава юридического лица в новой редакции, свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО "Диагональ Групп" на часть нежилого помещения, документ об оплате госпошлины.
На основании заявления от 05.04.2016 МИФНС России N 12 по Воронежской области 12.04.2016 приняла решение о государственной регистрации N 8139А изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ЗАО "Стройтехносервис", о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись с ГРН 2163668346081.
07.06.2016 ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в Управление ФНС России по Воронежской области с жалобой (N 10-01-02/1850дсп) на решение от 12.04.2016 N 8139А о государственной регистрации изменений, принятое межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области, в которой указала на неправомерность принятого решения о государственной регистрации N 8139А, поскольку ЗАО "Стройтехносервис" по адресу постоянно действующего исполнительного органа (г. Воронеж, ул. Платонова, д. 4, офис 511) отсутствует, регистрация изменения адреса ЗАО "Стройтехносервис" осуществлена в период проведения МИФНС России N 45 по г. Москве выездной налоговой проверки, по результатам которой доначислено более 284 млн. руб., а также сославшись на несоответствие представленного для осуществления регистрационных действий протокола внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Стройтехносервис" от 21.12.2015 N 23 требованиям действующего законодательства в связи с отсутствием нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.
Кроме того, с жалобой налоговым органом были представлены возражения собственника помещения, расположенного по адресу г.Воронеж, ул.Платонова, дом 4, ООО "Диагональ Групп" о регистрации ЗАО "Стройтехносервис" по данному адресу, отсутствии намерения предоставлять адрес помещения в качестве адреса местонахождения общества и запрете арендатору использовать указанный адрес в качестве его места нахождения.
По результатам рассмотрения жалобы ИФНС по Ленинскому району г. Воронежа, установив нарушения требований ст. ст. 9, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ), п. п. 2 п. 3 ст. 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при осуществлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО "Стройтехносервис", Управление ФНС России по Воронежской области приняло решение от 22.06.2016 N 15-2-18/13120@ об отмене решения регистрирующего органа от 12.04.2016 N8139А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО "Стройтехносервис".
На основании решения Управления ФНС России по Воронежской области от 22.06.2016 N 15-2-18/13120@ и в соответствии с п. 5 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом 27.06.2016 в ЕГРЮЛ внесены сведения о признании внесенной в отношении юридического лица записи ГРН 2163668346081 от 12.04.2016 недействительной (запись за ГРН 2163668962851), а также внесены в ЕГРЮЛ соответствующие записи о признании недействительными ранее внесенных в реестр записей от 12.04.2016: запись ГРН 2163668962840 о признании недействительной записи ГРН 2163668346158; запись ГРН 2163668962862 о признании недействительной записи ГРН 2163668346169, касающихся снятия Общества с налогового учета в МРИ ФНС России N 45 по г. Москве и постановки Общества на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа.
В результате внесенных 27.06.2016 регистрирующим органом записей в ЕГРЮЛ содержаться сведения о закрытом акционерном обществе "Стройтехносервис" (ОГРН 1027729009439, ИНН 7729420849), адрес: г.Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 18, кв. 2.
Считая, что решение УФНС России по Воронежской области от 22.06.2016 N 15-2-18/13120 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, указав на способ устранения нарушенных прав и законных интересов - обязать регистрирующий орган исключить из ЕГРЮЛ записи от 27.06.2016 за ГРН 2163668962840, 2163668962851, 2163668962862.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 2 названного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Полномочия по государственной регистрации юридических лиц возложены на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы (пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Следовательно, вопросы регистрации поручены системе налоговых органов как централизованной системе, что предполагает контроль вышестоящих звеньев над нижестоящими.
На основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Действующее законодательство не предусматривает ограничений для применения вышестоящими налоговыми органами положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1, которая применяется для всех видов деятельности, где Федеральная налоговая служба осуществляет свои полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном названным Законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Из пункта 2 названной статьи следует, что решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, и (или) в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, принимает одно из следующих решений: об отмене решения регистрирующего органа или об оставлении жалобы без удовлетворения.
Следовательно, отменяя решение межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Воронежской области от 12.04.2016 N 8139А ввиду установления обстоятельств относительно представления обществом протокола внеочередного общего собрания акционеров АО "Стройтехносервис" от 21.12.2015 N 23, на котором принято решение о смене адреса местонахождения общества, но решение по протоколу не подтверждено путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров, а также ввиду получения информации от собственника помещения с возражениями о регистрации АО "Стройтехносервис" по адресу г.Воронеж, ул.Платонова, д.4, офис 511, Управление действовало в пределах своих полномочий.
Таким образом, доводы кассатора об отсутствии у Управления ФНС России по Воронежской области полномочий по отмене решения регистрирующего органа являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Стройтехносервис" обратилось в МИФНС России N 12 по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи со сменой местонахождения общества, указав сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа: г.Воронеж, ул. Платонова, дом 4, офис 511.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; сведения, содержащиеся в этих документах, должны быть достоверными.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно подпункту "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 названного Закона является основанием для отказа в государственной регистрации.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении непубличного акционерного общества путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.
Представленное для государственной регистрации решение акционеров общества об утверждении новой редакции устава общества в связи со сменой адреса места нахождения, оформленное протоколом от 21.12.2015 не подтверждено регистратором, которым является ЗАО "Новый регистратор", а также нотариально не удостоверено.
В связи с изложенным, суды, руководствуясь пунктом 1 статьи 47, подпунктом 1 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 67.1 ГК РФ, пришли к обоснованному выводу о непредставлении на государственную регистрацию надлежащего документа, подтверждающего решение акционеров.
Для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 17 Закона о регистрации, в том числе документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (абзац третий пункта 6 статьи 17 Закона).
Правовые подходы практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, определены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61, в соответствии с пунктом 3 которого регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. В качестве одного из таких обстоятельств может явиться заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу принадлежащего ему объекта недвижимости (подпункт 5 пункта 2 Постановления).
Отменяя решение МИФНС России N 12 по Воронежской области, Управление приняло во внимание, что собственник помещения ООО "Диагональ Групп" по адресу: г. Воронеж, ул. Платонова, д. 4, офис 511, представил возражения и пояснения, о том что в аренду объект недвижимости предоставлен исключительно в целях размещения рабочего места ЗАО "Стройтехносервис" (под офис), а не в целях предоставления обществу юридического адреса.
Суды, соглашаясь с доводами Управления о недостоверности указанного адреса места нахождения общества, обоснованно приняли во внимание, что собственником помещения предприняты действия, направленные на расторжение договора аренды от 01.12.2015 N 07/5-15 в одностороннем порядке: уведомления о расторжении договора аренды в одностороннем порядке от 19.08.2016, от 03.09.2016, заявление о запрещении арендатору использовать данный адрес в качестве места нахождения юридического лица от 02.06.2016, а также расторжение договора аренды с 08.06.2017 (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2017 по делу N А14-17975/2016), которые подтверждают заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешал регистрировать юридическое лицо по указанному адресу.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что у Управления ФНС России по Воронежской области в связи с поступившей жалобой ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа имелись достаточные правовые основания для отмены решения регистрирующего органа N 8139А по заявлению общества по форме N Р13001 от 05.04.2016, поскольку оно не соответствовало требованиям пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ в связи с недостоверностью сведений в отношении адреса места нахождения юридического лица и не представлением надлежаще заверенного решения акционеров о внесении изменений в учредительные документы, которые не могут быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества о нарушении обжалуемыми судебными актами прав и законных интересов АО "Технострой-Инвест", поскольку между последним и заявителем отсутствуют договорные отношения по поводу аренды помещения по адресу г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 18, корп. 2 (по соглашению сторон 31.03.2016 расторгнут договор аренды от 01.07.2015 N 01-А/16) отклоняются судом округа, поскольку АО "Технострой-Инвест" самостоятельно может избрать один из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса РФ способов защиты права, которое он считает нарушенным. Настоящий спор возник в результате осуществления регистрирующими органами публичной функции по заявлению ЗАО "Стройтехносервис" о проведении регистрационных действий.
Иные доводы, изложенные в жалобе, выводов судов и применение норм права не опровергают, в связи с чем, оснований для отмены решения и постановления судов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу N А14-9648/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить законному представителю ЗАО "Стройтехносервис" - генеральному директору Образцовой А.А. излишне перечисленную по чеку-ордеру от 12.10.2017 через ОПЕРУ Центрально-Черноземный банк N 9013 филиал N 3 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.