г.Калуга |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А09-1434/2017 |
Резолютивная часть постановления составлена 05.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: индивидуального предпринимателя Спектор Вячеслав Семенович (г.Брянск, ул.Лермонтова, д.5, кв.95, ОГРНИП 305323319900021, ИНН 323301684135) - не явились;
от заинтересованного лица: Скрябинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области (Брянская обл., Выгоничский район, д.Скрябино, ул.Молодежная, д.4а, ОГРН 105323054896, ИНН 3245002064) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скрябинской сельской администрации Выгоничского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2017 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А09-1434/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Спектор В.С. (далее - предприниматель, Спектор В.С.) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа Скрябинской сельской администрации (далее - сельская администрация, администрация), изложенного в письмах от 16.11.2016 N 281 и от 21.12.2016 N 315, в утверждении схемы расположения земельных участков площадью 113 кв. м и 36 кв. м, расположенных по адресу: Брянская область, Выгоничский район, с. Палужье, на кадастровом плане территории; о понуждении сельской администрации в установленный законом срок с момента вынесения судебного решения утвердить схему расположения указанных земельных участков (с учетом уточнения).
Решением суда от 17.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие предпринимателя и представителя администрации в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, предприниматель обратился в сельскую администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для эксплуатации возведенной им линии электропередачи (энергопринимающая установка предпринимателя - земснаряд для добычи песка) - л.д.7.
В дальнейшем предприниматель обратился в администрацию с заявлениями об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 113 кв.м и 36 кв.м на кадастровом плане территории с целью предоставления земельных участков для размещения действующей линии электропередачи.
Письмами от 16.11.2016 N 281 и от 21.12.2016 N 315 администрация отказала предпринимателю в утверждении схемы расположения земельных участков со ссылкой на то, что для утверждения схемы расположения земельных участков с целью предоставления в аренду под объект недвижимости - линию электропередачи необходимо представить документ, подтверждающий право собственности предпринимателя на объект недвижимости, а именно: выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) - л.д.11, 13.
Полагая, что отказ администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) такого основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, на которое сослалась администрация, нет; сельская администрация не доказала, что с 01.01.2017 она не вправе утверждать схему расположения земельного участка.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами, так как они постановлены при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Из указанной нормы права следует, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории производится с целью образования земельного участка для предоставления его с целью использования в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В статье 39.1 ЗК РФ перечислены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из таких оснований является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам этих зданий, сооружений.
Так как предприниматель не представил документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, у сельской администрации не было оснований для осуществления процедуры с целью образования земельного участка под этим объектом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что линия электропередачи самовольно установлена предпринимателем на землях, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.13).
В пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) перечислены органы местного самоуправления, в полномочия которых входит предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. К таким органам местного самоуправления относятся: орган местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа; орган местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, и орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
В отношении спорных земельных участков такие мероприятия до 01.01.2017 проведены не были.
Так как администрация сельского поселения с 01.01.2017 не уполномочена на предоставление земельных участков, то она не вправе и утверждать схему расположения земельного участка.
Таким образом, суд возложил на сельскую администрацию обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка в нарушение требований земельного законодательства.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2017 по делу N А09-1434/2017 отменить, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Спектор В.С. отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А.Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.