Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 ноября 2004 г. N КА-А40/10255-04
(извлечение)
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Голубкова Ольга Александровна (далее - предприниматель Голубкова) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по СВАО г. Москвы (далее - Налоговой инспекции) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не возврате в установленный срок излишне уплаченной суммы НДС, налога с продаж, ЕСН в общей сумме 156 196 руб., как не соответствующее ст. 78 Налогового кодекса РФ, об обязании возвратить из федерального бюджета сумму излишне уплаченных налогов в указанной сумме с начисленными процентами в сумме 3 402 руб. за период с 13.04.04 г. по 08.06.04 г., а также процентами за период с 09.06.04 г. и по день фактического возврата, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.04 г., оставленным без изменения постановлением от 11.08.04 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные предпринимателем Голубковой требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, ссылаясь на то, что введение обязанности по уплате налогов не могло ухудшить положения налогоплательщика, поскольку бремя уплаты НДС и налога с продаж несут конечные потребители товара (покупатели истца). По мнению Налоговой инспекции, судом полностью не исследовано данное обстоятельство, так как не были представлены ни книга учета доходов и расходов, ни контрольно-кассовая лента, ни налоговые декларации.
Представитель Налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, предпринимателя Голубковой против удовлетворения кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в обжалуемых решении и постановлении судов и отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Налоговой инспекции.
Судом установлено, что Голубкова Ольга Александровна 29.05.00 г. зарегистрирована Московской регистрационной палатой Правительства Москвы в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ей выдано свидетельство N 77:7:2967.
На основании патентов ей предоставлено право на применение с 01.07.00 г. по 31.12.00 г. и в 2001 г., 2002 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (л.д. 6-8).
В 2001-2002 г.г. предприниматель Голубкова осуществила уплату НДС в общей сумме 6 009 руб., налог с продаж в общей сумме 138 539 руб. и в 2002 г. ЕСН на общую сумму 11 648 руб., всего 156 196 руб.
11.03.04 г. предприниматель Голубкова направила в Налоговую инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных налогов в указанной сумме, поскольку она не должен был платить НДС и налог с продаж в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а ЕСН - в связи с ухудшением положения налогоплательщика введением нового порядка определения налоговой базы.
Заявление получено Налоговой инспекцией 15.03.04 г., и ответом от 23.04.04 г. N 18-09/2767 налоговый орган отказал заявителю в возврате спорной суммы налогов, указав, что у предпринимателя Голубковой отсутствует их переплата.
Принимая судебный акт по делу об удовлетворении требований предпринимателя Голубковой, суд исходил из того, что в течение 4 лет после регистрации для предпринимателя сохраняется прежний режим налогообложения в соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", кроме того, предприниматель Голубкова применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, что предусматривало замену уплаты налогов уплатой годовой стоимости патента.
Кассационная инстанция находит вывод суда по делу правильным.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О прямо указано, что новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца 2 части 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", что обусловлено конституционно - правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, введение статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации") (п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 37-О).
Конституционный Суд Российской Федерации также обратил внимание арбитражных судов, рассматривающих такие споры предпринимателей, на необходимость при выборе нормы, подлежащей применению, учитывать, в частности, сформулированный в Конституции Российской Федерации запрет ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы, и изложенную в Определении N 37-О от 07.02.02 правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, возложение на предпринимателя Голубковой с 01.01.01 г. (т.е. с момента вступления в силу части II НК РФ) обязанности по уплате данного налога противоречит статье 9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Отнесение заявителя к налогоплательщикам НДС в спорный период ухудшает его положение по сравнению с ранее действовавшими условиями, поскольку обязанность по уплате указанного налога увеличивает налоговое бремя налогоплательщика.
Суд обоснованно также сослался на Постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан".
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу являлась норма, содержащаяся в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 года "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" во взаимосвязи с положениями федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, которой допускается возложение на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обязанности по уплате, помимо стоимости патента на занятие определенной деятельностью, установленных последующим правовым регулированием налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Конституционный Суд РФ признал норму пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, поскольку - по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, - она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Суд обоснованно указал, что в момент регистрации заявителя в качестве предпринимателя размер уплачиваемых платежей в государственные внебюджетные фонды определялся по налоговой базе, исходя из стоимости патента, что следует из Федеральных законов от 04.01.99 г. N 1-ФЗ, от 20.11.99 г. N 197-ФЗ, от 29.12.00 г. N 166-ФЗ, от 15.12.01 г. N 167-ФЗ, при этом база налогообложения ЕСН в 2002 г. составила бы 36 923 руб., а общая сумма ЕСН, подлежащая уплате, 4 874 руб.
Однако, ФЗ от 31.12.01 г. N 198-ФЗ в ст. 237 Налогового кодекса РФ внесены изменения, установлена новая налоговая база для исчисления ЕСН - произведение валовой выручки и коэффициента 0,1, уплаченная сумма ЕСН составила для предпринимателя Голубковой составила 11 648 руб.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что положение заявителя ухудшилось, что в силу названной статьи 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" является основанием для применения заявителем прежнего режима налогообложения ЕСН.
Доводы кассационной жалобы являются необоснованными, поскольку Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставлена не льгота по налогообложению, а гарантия стабильности условий хозяйствования субъектам малого предпринимательства в течение четырех лет их деятельности.
Неоснователен довод ответчика о том, что заявителем должны были быть представлены доказательства того, что НДС и налог с продаж не включались в стоимость реализуемых товаров, а был уплачен только за счет собственных средств.
Бремя доказывания таких обстоятельств возлагается на налоговый орган. Доказательств увеличения доходов заявителя за счет получения с покупателей НДС и налога с продаж в составе цены реализуемых товаров Налоговой инспекцией не представлено.
Поскольку предприниматель Голубкова обращалась в налоговый орган с письменным заявлением о возврате излишне уплаченного налога, а факт оплаты НДС, налога с продаж и ЕСН в заявленной предпринимателем Голубковой сумме подтвержден имеющимися в материалах дела платежными документами и Налоговой инспекцией не оспаривается, доводов о наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням согласно требованиям, содержащимся в п. 7 ст. 78 НК РФ, не приводится, кассационная инстанция находит вывод суда по делу об удовлетворении заявленных требований предпринимателя Голубковой о признании незаконным бездействия Налоговой инспекции и о возврате уплаченных налогов в заявленной сумме с начисленными процентами обоснованным и правомерным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК Российской Федерации, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.06.2004 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 11.08.2004 Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения суда, установленное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.10.04 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2004 г. N КА-А40/10255-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании