Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 ноября 2004 г. N КА-А40/10239-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом его изменения, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции МНС России N 40 по городу Москве, выразившегося в неизменении графиков погашения задолженности по пене и штрафам в бюджет города Москвы, а также об обязании Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 изменить графики погашения реструктурированной задолженности по пене и штрафам в бюджет города Москвы.
Решением от 21.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2004, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования заявителя, поскольку он имел право на пропорциональное уменьшение суммы задолженности, оставшейся после ее частичного списания, на основании распоряжения Правительства Москвы от 22.09.2003 N 1681-РП.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационными жалобами Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 и Межрайонной инспекции МНС России N 40 по г. Москве, в которых налоговые органы ссылались на то, что они вправе произвести пропорциональное уменьшение суммы задолженности только по решению суда или налогового органа.
Общество в отзыве на кассационные жалобы и в заседании суда кассационной инстанции возражало против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, Межрайонной инспекцией МНС России N 40 по г. Москве было принято решение N 6-Р/2001 от 31.10.2001 об осуществлении одновременной реструктуризации задолженности Общества по обязательным платежам в федеральный бюджет и бюджет г. Москвы по состоянию на 01.01.2001.
Правительство Москвы издало распоряжение от 22.09.2003 N 1681-РП "О списании пеней и штрафов с ООО "Дорога - А" и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", пунктом 2 которого признано возможным списание с ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" половины от оставшейся суммы реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам, числящимся на лицевом счете налогоплательщика, в общей сумме 276168727 руб. 32 коп.
Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного настоящим Постановлением.
В связи с этим следует признать обоснованным довод Общества о том, что к реструктуризации задолженности в бюджет города Москвы применяются Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, утвержденные приказом МНС России от 30.04.2002 N БГ-3-29/235, в совокупности с Правилами по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, утвержденные приказом МНС России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191.
Из п. 1, 3 Правил.., утвержденных приказом МНС России от 30.04.2002 N БГ-3-29/235 следует, что именно налоговый орган уполномочен принимать решение о списании долга по пене и штрафам, и в соответствии с подпунктом "а" п. 18 Правил..., утвержденных приказом МНС России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, налоговый орган по такому решению налогового органа производит пропорциональное уменьшение сумм задолженности, указанных в графиках.
В связи с этим суд первой и апелляционной инстанций обоснованно обязал налоговый орган принять решение о пропорциональном уменьшении оставшейся суммы задолженности по пене и штрафам.
Поскольку Общество в настоящее время состоит на налоговом учете в Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, суд обоснованно в соответствии с главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации возложил обязанность по принятию соответствующего решения на данную Инспекцию.
Суд первой и апелляционной инстанций не признавал незаконным бездействие Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, поэтому нельзя принять во внимание довод Инспекции о том, что она необоснованно привлечена к участию в данном деле.
Нельзя принять во внимание довод Межрайонной инспекции МНС России N 40 по г. Москве о том, что подобная реструктуризация может в будущем привести к изменению платежей в бюджет, поскольку указанный довод носит предположительный характер.
Суд кассационной инстанции исходит также из того, что ранее Межрайонной инспекцией МНС России N 40 по г. Москве самостоятельно принимались решения об изменении графиков погашения реструктуризированной задолженности в городской бюджет при отсутствии решения суда либо ранее принятого Инспекцией соответствующего решения (л.д. 41 т. 1).
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 21.05.2004 и постановление от 27.07.2004 апелляционной инстанции по делу N А40-7131/04-107-55 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 и Межрайонной инспекции МНС России N 40 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2004 г. N КА-А40/10239-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании