г.Калуга |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А35-12566/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Ивановой М.Ю., Сладкопевцевой Н.Г., |
|
|
при участии в судебном заседании от истца Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": |
представителя Минаковой О.В. по доверенности от 30.05.2017 N 10, |
от ответчика муниципального образования город Курск в лице комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска: |
представителей Петрушиной Н.В. по доверенности от 15.11.2017 N 46, Исаковой А.П. по доверенности от 15.11.2017 N 44, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования город Курск в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 17.04.2017 (судья Беседина А.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 (судьи Алферова Е.Е., Яковлев А.С., Письменный С.И.) по делу N А35-12566/2016,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (ОГРН 11346000001029, ИНН 4632132778; далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "город Курск" в лице Комитета ЖКХ г.Курска и муниципальному образованию "город Курск" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска (ОГРН 1024600967115, ИНН 4629050300; далее - ответчик, Комитет) о взыскании 47 169 955 руб. 95 коп. задолженности по оплате минимального взноса на капитальный ремонт, 2 265 065 руб. 85 коп. пени, а также с муниципального образования "город Курск" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Курска 4 699 316 руб. 71 коп. задолженности по оплате минимального взноса на капитальный ремонт, 215 164 руб. 65 коп. пени.
Определением от 23.12.2016 в отдельное производство выделены требования, заявленные истцом к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Курска о взыскании 47 169 955 руб. 95 коп. задолженности по оплате минимального взноса на капитальный ремонт, 2 265 065 руб. 85 коп. пени, с присвоением делу номера А35-12566/2016.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил заявленные требования просил взыскать с ответчика 32 635 688 руб. 34 коп. задолженность по оплате минимального взноса на капитальный ремонт за период сентябрь 2014 года - декабрь 2015 года, 1 871 605 руб. 83 коп. пени за период с 11.10.2014 по 31.12.2015.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
При этом в кассационной жалобе заявитель пояснил, что при расчете задолженности истцом учтены жилые помещения, находившиеся в собственности физических лиц, а также выбывшие из собственности муниципального образования. Указал на отсутствие отдельных жилых домов в адресном перечне многоквартирных домов, фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2017 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 20.12.2017.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 20.12.2017 в связи с нахождением в отпуске судьи Платова Н.В. на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Платова Н.В. на судью Иванову М.Ю.
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам. Заявили ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.
Представитель истца в судебном заседании, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
Заявленное представителем Комитета ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы для представления дополнительных доказательств отклонено ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по установлению обстоятельств, которые не устанавливались при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 17 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" на территории Курской области создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, муниципальное образование "город Курск" является собственником жилых помещений, находящихся в казне муниципального образования "город Курск".
Письмом от 26.09.2014 N 5394/02.1.01-01 Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска направил в адрес Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" перечень муниципального жилого фонда, находящегося в казне муниципального образования "город Курск".
Полагая, что муниципальное образование "город Курск" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска не исполняет надлежащим образом как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, свои обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт пропорционально доле в праве общей собственности, ссылаясь на наличие задолженности за период сентябрь 2014 года - декабрь 2015 года в размере 32 635 688 руб. 34 коп. истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 37, 39, 155, 156, 158 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и пришли к выводу, что ответчик, являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязан нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии со статьями 210 и 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч.1 ст.158 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 3 статьи 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч.5 ст.170 ЖК РФ).
Исходя из части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Региональная программа утверждена Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области". В региональную программу включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ и части 6 статьи 10 Закона Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот дом.
С учетом изложенного, с 1 сентября 2014 года у ответчика как собственника помещений в многоквартирных домах возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Администрации Курской области от 30 декабря 2013 года N 1053-па "Об установлении на территории Курской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области в 2014 году в размере, равном областным - стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по городским округам, городским и сельским поселениям Курской области, установленным на 2014 год постановлением Администрации Курской области от 15 октября 2014 года N 655-па "Об областных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014-2016 годы", приложение N 4, в размере 6,20 руб./кв. м.
На 2015 год, согласно Постановлению Администрации Курской области от 14 января 2015 года N 7-па, минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области, отражающий планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт, установлен в размере 6,50 рублей на один квадратный метр общей площади помещений в месяц.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности требования о взыскании задолженности в заявленном истцом размере, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у ответчика с 01.09.2014 и по состоянию на 31.12.2015 составила 32 635 688 руб. 34 коп.
Установив факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт, суды пришли также к выводу о наличии оснований для взыскания пени в размере 1 871 605 руб. 83 коп., начисленной за период с 11.10.2014 по 31.12.2015.
Выводы судов в данной части не противоречат положениям части 14.1 статьи 155 ЖК РФ, имеющийся в материалах дела расчет пени судами проверен, обоснованно признан правильным. При этом суды верно отметили, что арифметическая составляющая данного расчета ответчиком не оспорена, контррасчет им не представлен, оснований для снижения неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ из материалов дела не усматривается.
Доводы ответчика о несоответствии перечня имущества, представленного истцом, перечню имущества, находящегося в казне муниципальной собственности, правомерно отклонены судами, поскольку ответчик не представил суду доказательств доказательств несоответствия перечня имущества, направленного в адрес истца первоначально, имуществу, находящемуся в казне муниципального образования "город Курск" в спорный период.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Кроме того, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является предусмотренной законом (статьи 151, 171 ЖК РФ) обязанностью ответчика как лица, владеющего помещениями в многоквартирном доме; расчет взносов на капитальный ремонт осуществляется с помощью доступных для ответчика данных о площади помещений и установленных уполномоченными органами тарифов.
Таким образом, ответчик, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, мог самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки.
Приведенные в кассационной жалобе доводы относительно выбытия имущества из муниципальной собственности в порядке приватизации, не могут быть приняты во внимание с учетом положений части 3 статьи 158 ЖК РФ.
Судами установлено, что расчет истца нормативно и документально обоснован, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений ответчиком не представлено, мотивированный и обоснованный контррасчет не представлен, сверка не произведена.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 17.04.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А35-12566/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
М.Ю. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.