г.Калуга |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А62-8336/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2017.
Полный текст постановления изготовлен 27.12.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, Комсомольский проспект, д.18, стр.3, г.Москва, 119021) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, ул.Октябрьской Революции, д.1/2, г.Смоленск, 214000) - Акуловой Н.В. (дов. от 27.10.2017), Кирьязиевой К.С. (дов. от 04.10.2017),
от Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; ИНН 7704252261, ул.Знаменка, д.19, г.Москва, 119019) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Смоленского городского Совета (ул.Октябрьской Революции, д.1/2, г.Смоленск, 214000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2017 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 (судьи Еремичева Н.В., Рыжова Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-8336/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Смоленска (далее - Администрация) установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Министерства обороны Российской Федерации, для жилых домов на территории муниципального образования г. Смоленск по адресам: Краснинское ш, д. 3, ул. Чернышевского, д. 1а, в/г N 1, ул. Нормандия Неман, д. 28А, в/г N 9, ул. Николаева, д. 18, в/г N 2, ул. Николаева, д.73, в/г N 3, ул. Реввоенсовета, д. 26-6, в/г N 47, ул. Фрунзе, д. 57 и д.59, в/г N 4, мкрн Южный, д. 33, и обязании администрацию повторно рассмотреть обращения общества от 03.08.2016 N 1688, от 31.08.2016 N1995 об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в указанных домах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Смоленский городской Совет.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.2017, отказ администрации в установлении размера платы на содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Министерства обороны Российской Федерации, для жилых домов на территории муниципального образования г. Смоленск по адресам: Краснинское ш, д. 3, ул. Чернышевского, д. 1а, в/г N 1, ул. Нормандия Неман, д. 28А, в/г N 9, ул. Николаева, д. 18, в/г N 2, ул. Николаева, д.73, в/г N 3, ул. Реввоенсовета, д. 26-6, в/г N 47, ул. Фрунзе, д. 57 и д.59, в/г N 4, мкрн Южный, д. 33 (письма от 11.08.2016 N12/218, от 06.09.2016 N12/233) признан незаконным. На администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть обращения общества от 03.08.2016 N 1688, от 31.08.2016 N1995.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 23.05.2017 и постановление от 01.09.2017 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что судами не верно применены нормы материального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, 27.07.2015 Министерство обороны Российской Федерации (заказчик) и общество (управляющая организация) заключили договор N 2-УЖФ-02 управления жилищным фондом, по условиям которого общество приняло в управление жилищный фонд (приложение N1 к договору) и обязалось оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений (далее - наниматели); принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением, а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги.
03.08.2016 общество обратилось в Администрацию с письмом, в котором просило установить экономически обоснованные тарифы на содержание и текущий ремонт принятого в управление жилищного фонда дифференцировано для каждого многоквартирного дома.
Администрация письмом от 11.08.2016 N 12/218-исх. сообщила, что устанавливаемая Смоленским городским Советом плата за содержание жилого помещения носит усредненный характер и устанавливается в расчете на 1 кв.м общей площади жилого помещения. Законодательство не требует от органов местного самоуправления установления размера платы для конкретных многоквартирных домов. Использование утвержденных органами местного самоуправления размеров платы за жилое помещение носит временный характер до утверждения размера платы собственниками помещений и может применяться только при условии вынесения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Общество повторно обратилось в Администрацию с письмом от 31.08.2016 N 1995, в котором просило установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений дифференцировано для каждого многоквартирного дома и общежития на 2016 год.
Администрация письмом от 06.09.2016 N 12/333-исх. сообщила, что в соответствии с частью 3 статьи 158 и частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации решением Смоленского городского Совета от 29.04.2016 N 150 установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД. Размер платы установлен для 6 групп многоквартирных домов в зависимости от уровня благоустройства.
Не согласившись с отказами администрации, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный судом апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
Вопросы определения размера платы за жилое помещение, в том числе за пользование жилым помещением регламентированы статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку переданные в управление обществу многоквартирные жилые дома, собственником которых является Министерство обороны, относятся к государственному жилищному фонду, выводы судов о наличии у администрации обязанности установить размеры платы, предусмотренные частью 3 статьи 156 ЖК РФ, в отношении вышеуказанных многоквартирных домов государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 522-О-О, положения части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагают возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Суды верно указали, что поскольку Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определяют размер расходов за содержание и ремонт жилого помещения исходя, в том числе, из состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, то у администрация г.Смоленска имеется возможность устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома размер платы.
На основании вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в удовлетворении заявлений общества об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами Министерства обороны Российской Федерации, с учетом индивидуальных особенностей каждого многоквартирного дома и обязали орган местного самоуправления повторно рассмотреть обращения общества и совершить предусмотренные законом действия.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признавая незаконными действия (бездействие) органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье действие (бездействие) оспаривается, на совершение того или иного действия.
Поскольку в данном случае администрации города Смоленска по сути не рассмотрела обращения общества, изложенные в письмах от 03.08.2016 N 1688, от 31.08.2016 N 1995, об установлении дифференцированно для каждого многоквартирного дома размера платы на основании представленных расчетов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общества будет возложение на Администрацию обязанности повторно рассмотреть заявления ООО "Главное управление жилищным фондом".
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении им норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены решения и постановления судов.
Обжалуемые судебные акты суд кассационной инстанции находит соответствующими нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 по делу N А62-8336/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.