г.Калуга |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А48-2986/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 17.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объёме 17.01.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Сорокиной И.В. |
|
судей |
Циплякова В.В. |
|
|
Солодовой Л.В. |
|
при участии в заседании:
от истца Федерального агентства научных организаций
от ответчика Федерального государственного унитарного предприятия " Новосильское" |
- Представитель не явился, извещен надлежаще;
- Ложкин А.П. - директор (приказ от 18.08.2017 N 735-10) |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций, г. Москва, на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А48-2986/2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций, г. Москва, (ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Новосильское", Орловская область, Новосильский р-он, д. Одинок о взыскании 1 484 122 руб. 66 коп. - чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет за 2015 год.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2017 (судья Родина Г.Н.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (судьи Поротиков А.И., Щербатых Е.Ю., Сухова И.Б.) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение обжалуемыми судебными актами норм материального права, Федеральное агентство научных организаций обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда области и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
В судебном заседании представитель ответчика, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей не явившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959, агентство осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
Предприятие, ранее именовавшееся как Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосильское" Российской академии сельскохозяйственных наук, в силу пункта 73 раздела II Перечня организаций, подведомственных Агентству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р, является предприятием, отнесенным к подведомственности агентства.
Приказом Федерального агентства научных организаций от 11.07.2014 N 229 указанное предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосильское".
Приказом Федерального агентства научных организаций от 29 апреля 2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" установлена обязанность подведомственных агентству предприятий в срок до 15.06.2016 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
Размер прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет ФГУП "Новосильское", установлен комиссией по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных ФАНО России, равным 504 707 руб. 55 коп. на основании реестра начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2016 году, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 29.04.2016 N 3.
ФГУП "Новосильское" перечислило часть прибыли в размере 504 707 руб. 55 коп. в федеральный бюджет, что подтверждается платежным поручением N 90 от 31 мая 2016 года.
Прибыль, оставшаяся у предприятия после уплаты в бюджет, направлена на развитие материально-технической базы.
Понесенные при этом расходы в сумме 1 572 000 руб. одобрены приказом N 526 ФАНО России от 25.10.2016 года, утвердившим уточненную программу деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Новосильское", подведомственного Федеральному агентству научных организаций, на 2016 года в разделе 2 "Мероприятия по развитию предприятия" содержат расходы на развитие (обновление) материально-технической базы
Впоследствии, несмотря на ранее принятый приказ, ФАНО начислило дополнительную часть прибыли в размере 1 484 122, 66 коп., и обязало ответчика в срок до 15.03.2017 года перечислить ее в доход федерального бюджета.
В обоснование начисления дополнительной части прибыли агентство ссылалось на предписание Счётной палаты Российской Федерации, которая поручила ФАНО повторно определить часть прибыли ФГУП "Новосильское" за 2015 года, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Так как ответчиком перечисление денежных средств в федеральный бюджет в указанный срок не произведено, истец направил в его адрес претензию N 0007-18.1.2.-11/СК-57 от 20.03.2017 года, в ответ на которую ответчик сообщил истцу о том, что перечисление суммы задолженности для предприятия в настоящее время невыполнимо в связи с отсутствием денежных средств.
Ссылаясь на неисполнение предприятием обязанности по перечислению в федеральный бюджет дополнительной части прибыли за 2015 год, агентство обратилось в арбитражный суд.
По мнению кассационной коллегии, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2 ст. 17 Закона N 161-ФЗ).
Таким образом, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося у соответствующего предприятия на праве хозяйственного ведения, и остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Кроме того, обязанность перечислять часть прибыли, определенную в установленном порядке, предусматривается и в подпункте "е" пункта 29 устава ФГУП "Новосильское".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 были утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.
Пунктами 1, 2, 6 и 7 Правил от 10.04.2002 N 228 установлено, что федеральный орган исполнительной власти утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта, который руководитель предприятия представляет федеральному органу исполнительной власти.
Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
Из п. 25 устава ФГУП "Новосильское" следует, что предприятие вправе распоряжаться полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов, других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия, в соответствии с программой деятельности предприятия.
Как обоснованно указано судебными инстанциями, расходы на развитие материально-технической базы за счет чистой прибыли, полученной в 2015 году, понесены ответчиком в соответствии с программой деятельности, утвержденной приказом собственника предприятия, и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании изложенного, судебными инстанциями сделан верный вывод о том, что поскольку признаки недобросовестного поведения при осуществлении права предприятия на распоряжение полученной прибылью отсутствуют, учитывая, что решение собственника об утверждении расходов на развитие предприятия не отменено и не признано недействительным, последующее требование дополнительных выплат за счет прибыли, израсходованной с ведома истца, заявлено необоснованно и нарушает порядок, установленный правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228.
Ссылка кассатора на предписание Счетной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N ПП 01-7/14-02, согласно которому Федеральному агентству научных организаций было поручено повторно определить часть прибыли ряда предприятий за 2015 год (в том числе ФГУП "Новосильское"), подлежащей перечислению в федеральный бюджет, поскольку суммы части прибыли, подлежащие перечислению в федеральный бюджет ФГУП "Новосильское" в 2015 году, были определены с нарушением п. 6 Правил от 10.04.2002 N 228, отклоняется кассационной коллегией, поскольку расходование ответчиком всей суммы чистой прибыли за 2015 год правомерно осуществлялось в соответствии с уточненной программой деятельности предприятия, кроме того решение собственника об утверждении расходов на развитие предприятия не отменено, в связи с чем основания для взыскания дополнительной части прибыли с ФГУП "Новосильское" отсутствуют.
Довод заявителя о том, что уточненная программа деятельности предприятия была утверждена после издания приказа Федерального агентства научных организаций от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" не имеет правового значения, поскольку указанная программа утверждена в установленном законом порядке приказом N 526 Федерального агентства научных организаций России от 25.10. 2016 года.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы судебных инстанций, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А48-2986/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
В.В. Ципляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка кассатора на предписание Счетной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N ПП 01-7/14-02, согласно которому Федеральному агентству научных организаций было поручено повторно определить часть прибыли ряда предприятий за 2015 год (в том числе ФГУП "Новосильское"), подлежащей перечислению в федеральный бюджет, поскольку суммы части прибыли, подлежащие перечислению в федеральный бюджет ФГУП "Новосильское" в 2015 году, были определены с нарушением п. 6 Правил от 10.04.2002 N 228, отклоняется кассационной коллегией, поскольку расходование ответчиком всей суммы чистой прибыли за 2015 год правомерно осуществлялось в соответствии с уточненной программой деятельности предприятия, кроме того решение собственника об утверждении расходов на развитие предприятия не отменено, в связи с чем основания для взыскания дополнительной части прибыли с ФГУП "Новосильское" отсутствуют.
Довод заявителя о том, что уточненная программа деятельности предприятия была утверждена после издания приказа Федерального агентства научных организаций от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" не имеет правового значения, поскольку указанная программа утверждена в установленном законом порядке приказом N 526 Федерального агентства научных организаций России от 25.10. 2016 года."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2018 г. N Ф10-6206/17 по делу N А48-2986/2017