г. Калуга |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А09-7329/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Аникиной Е.А., Елагиной О.К.
при участии:
от третьего лица Раевской Ю.А. (доверенность от 28.12.2016 N 212/1/373),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритком" на решение Арбитражного суда Брянской области от 11 апреля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2017 года по делу N А09-7329/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (ОГРН 1093254002962, ИНН 3233502175, г. Брянск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Брянской области" (ОГРН 3234019700, ИНН 3234019700, г. Брянск; далее - военный комиссариат) о взыскании 277 608 руб. задолженности за изготовление и установку надгробных памятников умершим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, 8 552 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва;
далее - министерство обороны), Графова Татьяна Александровна, Бокачева Татьяна Михайловна, Агапова Елена Петровна, Туркова Елена Николаевна, Морденко Галина Михайловна, Афонина Татьяна Васильевна, Демченко Анна Алексеевна, Шалаев Вячеслав Викторович, Скробов Александр Юрьевич, Михейченкова Елена Сергеевна, Юрченко Елена Петровна, Марутина Татьяна Александровна.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11 апреля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2017 года, в удовлетворении иска отказано (суд первой инстанции: Назаров А.В.; апелляционный суд: Грошев И.П., Заикина Н.В., Селивончик А.Г.).
В кассационной жалобе и дополнении общество просило отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), неприменением п. 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, п.п. 2, 35, 36 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Общество указало, что суды неправомерно отказали в удовлетворении требования о взыскании отнесенных и ранее возмещаемых военным комиссариатом расходов на изготовление и установку надгробных памятников умершим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, а также не учли судебную практику, основополагающие принципы и нормы международного права.
В отзывах военный комиссариат и министерство обороны возразили против доводов заявителя, указав, что для умерших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников.
Общество ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Графова Татьяна Александровна, Бокачева Татьяна Михайловна, Агапова Елена Петровна, Туркова Елена Николаевна, Морденко Галина Михайловна, Афонина Татьяна Васильевна, Демченко Анна Алексеевна, Шалаев Вячеслав Викторович, Скробов Александр Юрьевич, Михейченкова Елена Сергеевна, Юрченко Елена Петровна, Марутина Татьяна Александровна надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N N 24800018155743, 24800018155750, 24800018155675, 24800018155644, 24800018155682, 24800018155729, 24800018155705, 24800018155637, 24800018155651, 24800018155668, 24800018155736, 24800018155767), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель министерства обороны подтвердил возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование исполнителя к военному комиссариату о возмещении расходов на изготовление и установку надгробных памятников умершим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, понесенных во исполнение договоров с заказчиками - родственниками указанных лиц.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ о предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей), п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), п. 5 Порядка и условий предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N 20 (далее - Порядок и условия предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей), ст.ст. 14, 15 Закона о ветеранах пришли к выводу о том, что для умерших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны, не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников.
В п. 1 Указа о предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей установлено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Согласно п. 8 ст. 154 Закона N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. 5 Порядка и условий предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе о предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
В ст. 13 Закона о ветеранах установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно ст.ст. 14 и 15 Закона о ветеранах и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Закона о ветеранах не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются ст. 24 Закона о ветеранах.
Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Законом о погребении и похоронном деле.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о погребении и похоронном деле погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом о предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и п. 8 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, определен ст.ст. 14, 15 Закона о ветеранах. Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения ст. 24 Закона о ветеранах и п. 5 ст. 11 Закона о погребении и похоронном деле, предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные ст. 24 Закона о ветеранах, п. 5 ст. 11 Закона о погребении и похоронном деле, не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Таким образом, право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны по своему содержанию не является льготой и не распространяется на несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы второй мировой войны.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, указанной в определениях от 08.08.2016 N 53-КГ16-13, от 07.11.2016 N 53-КГ16-20 и от 16.01.2017 N 37-КГ16-15.
Доводы общества о несоответствии указанной правовой позиции судебной практике, основополагающим принципам и нормам международного права подлежат отклонению, поскольку направлены на ревизию судебных актов, принятых по другим делам, что не относится к компетенции суда, рассматривающего дело по правилам арбитражного кассационного производства.
По существу, изложенные в кассационной жалобе доводы, не подтверждают наличие нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и выражают несогласие с выводами судов, основанное на ином толковании заявителем норм права, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Ссылки общества на иную судебную практику не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом установленных обстоятельств по делу.
Кассационный суд считает, что в данном случае, арбитражные суды, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и правомерно отказали в удовлетворении иска.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 11 апреля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2017 года по делу N А09-7329/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.