г. Калуга |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А09-2835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.
При участии в заседании от:
Честкова Александра Евгеньевича
243140, Брянская область, г. Клинцы
Честкова А.Е. (паспорт);
Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области 241050, г. Брянск, ул. Дуки, д.59-А ОГРН 1043244052070
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
Клинцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области 243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Карла Маркса, д. 38
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
открытого акционерного общества "Клинцовский хлебокомбинат" 243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Парковая, д. 12 ОГРН 1023201336190
представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области и Клинцовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2017 (судья Фролова М.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 (судьи: Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А09-2835/2017,
УСТАНОВИЛ:
Честков Александр Евгеньевич обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Клинцовского РОСП УФССП по Брянской области по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.08.2007 N 10860-2-2007, а также об отмене постановления от 17.08.2007, вынесенное Клинцовским РОСП УФССП по Брянской области, на основании которого возбуждено исполнительное производство N 10860-2-2007.
К участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Клинцовский хлебокомбинат" - взыскатель по исполнительному производству.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2017 Признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области, выразившиеся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства N 10860-2-2007 от 17.08.2007.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области и Клинцовский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области в своей жалобе выражают несогласие с выводами судов. Обращают внимание, что исполнительное производство N 10860-2-2007 было окончено 26.12.2007 без исполнения по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (положения которого действовали в тот период), а исполнительный документ был возвращен взыскателю. Исполнительное производство уничтожено в связи с истечением срока его хранения. За период нахождения исполнительного производства на исполнении денежные средства с Честкова А.Е. не были взысканы, а исполнительное производство окончено, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов оспариваемыми действиями. Просит отменить принятые по делу решение и постановление и отказать Честкову А.Е. в удовлетворении заявленного требования.
Честков А.Е. отзыв на жалобу не представил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Честкова А.Е., обсудив доводы жалобы, арбитражный суд округа полагает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
При рассмотрении дела по существу, суды указали, что по смыслу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Указав, что решение Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2004 по делу N А09-14154/03-28 с отметкой о вступлении его в законную силу на момент возбуждения исполнительного производства N 10860-2-2007, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками в материалы дела не представлено, а также, что из постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.08.2007 усматривается факт его возбуждения на основании исполнительного листа Арбитражного суда Брянской области от 06.02.2004 N 083759, который, исходя из указанной даты, выдан на основании решения суда первой инстанции, в последующем измененного постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2004 (уменьшены суммы к взысканию), суды пришли к выводу о незаконности возбуждения исполнительного производства N 10860-2-2007.
Арбитражный суд округа полагает, что данный вывод сделан преждевременно без исследования и учета ряда юридически значимых обстоятельств.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Частью 1 статьи 90 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" также был предусмотрен десятидневный срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя.
Поэтому судам необходимо было установить, когда Честков А.В. узнал или должен был узнать о возбуждении в отношении него исполнительного производства от 17.08.2007 N 10860-2-2007 и имелись ли уважительные причины для восстановления срока. Кроме этого Честков А.Е., к моменту обращения в арбитражный суд, уже два года не являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 18)
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Следовательно, судам, также необходимо было установить какие неблагоприятные последствия наступили для Честкова А.Е. в период его действия и до его окончания.
В связи с тем, что судами не исследованы и не установлены юридически значимые обстоятельства, то решение и постановление арбитражных судов подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении необходимо установить обстоятельства дела и правильно применив нормы права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу N А09-2835/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
...
Частью 1 статьи 90 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" также был предусмотрен десятидневный срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя.
...
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2018 г. N Ф10-5934/17 по делу N А09-2835/2017