г.Калуга |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А84-2418/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Мазуровой Елены Николаевны (ОГРНИП 314920436703135, ИНН 920450009184, г.Севастополь) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) (ОГРН 1149204008887, ИНН 9204004659, ул.Пожарова, д.5, г.Севастополь, 299008) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31.08.2017 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Горошко Н.П., Карев А.Ю., Омельченко В.А.) по делу N А84-2418/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мазурова Елена Николаевна обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) (далее - управление Пенсионного Фонда, управление) от 18.05.2017 N 092819170001046 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление Пенсионного фонда обратилось со встречным заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Мазуровой Е.Н. финансовой санкции в размере 4000 рублей за непредставление страхователем сведений в установленный срок.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017, признано недействительным решение управления от 18.05.2017 N 092819170001046 в части применения финансовой санкции в виде штрафа в размере 3500 руб. Встречное заявление управления удовлетворено частично, с индивидуального предпринимателя Мазуровой Е.Н. взыскано 500 рублей финансовой санкции за непредставление страхователем сведений в установленный законом срок.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования предпринимателя и об удовлетворении заявления управления в полном объеме, указывая, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, размер штрафа снижен необоснованно.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведенной в отношении предпринимателя проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) управлением установлено несвоевременное представление предпринимателем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 г., о чем составлен акт от 13.04.2017 N092S18170000966.
Решением управления от 18.05.2017 N 092819170001046 предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Требованием об уплате финансовой санкции от 07.06.2017 N 092S01170065279 предпринимателю предложено добровольно в срок до 27.06.2017 уплатить финансовую санкцию в размере 4000 руб.
Не согласившись с указанным решением управления Пенсионного фонда в части размера назначенного штрафа, ИП Мазурова Е.Н. обратилась в арбитражный суд.
В связи с тем, что сумма финансовой санкции не была уплачена предпринимателем, Управление обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением о принудительном взыскании финансовых санкций в сумме 4000 руб.
Частично удовлетворяя заявленные предпринимателем и управлением Пенсионного фонда требования, суд, принимая во внимание характер состава правонарушения, приведенные смягчающие ответственность страхователя обстоятельства, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания, посчитал возможным снизить размер примененной управлением Пенсионного фонда финансовой санкции до 500 рублей.
Коллегия судей апелляционной инстанции согласилась с выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ).
Факт наличия оснований для взыскания с предпринимателя штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, судами установлен, подтвержден материалами дела и спорным по делу не является.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", однако с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3). Федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением, внести в законодательство Российской Федерации о страховых взносах изменения, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства. Впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Руководствуясь данным подходом, оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к обстоятельствам, связанным с совершением правонарушения, его характером и последствиями, а так же принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, учитывая, что сам факт допущенного правонарушения предпринимателем не оспаривается, фактически сведения были представлены с незначительной просрочкой (21.03.2017, тогда как Законом N 27-ФЗ предусмотрен срок представления - не позднее 15.03.2017), отсутствие умысла при совершении правонарушения и негативных последствий допущенного нарушения, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов в бюджет пенсионного фонда, совершение нарушения впервые, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, с 4000 рублей до 500 рублей и признал недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в соответствующей части.
Обжалуя судебный акт, Управление Пенсионного фонда приводит доводы о немотивированности судебного решения по снижению назначенного размера штрафа.
Вместе с тем, указанные доводы несостоятельны, поскольку противоречат мотивировочной части обжалуемых решения и постановления, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанции относительно наличия в рассматриваемом случае обстоятельств, позволяющих снизить назначенный управлением штраф, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 31.08.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А84-2418/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.