г. Калуга |
|
5 февраля 2018 г. |
Дело N А36-602/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Радюгиной Е.А. |
|
Ермакова М.Н. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Бекарт Липецк" (ОГРН 1084802000040; Липецкая область, Грязинский район, с. Казинка, территория ОЭЗ ППТ Липецк)
|
Бурлаковой Л.А. - представителя (доверен. от 01.08.2017 г.) Моргун О.Г. - представителя (доверен. от 01.08.2017 г.) |
от Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Липецкой области (Липецкая область, г. Грязи, ул. Пионерская,7)
от Управления ФНС России по Липецкой области (г. Липецк, ул. Октябрьская, 26)
от Управления финансов Липецкой области (г. Липецк, ул. Плеханова, 4)
|
Гулевской С.С. - представителя (доверен. от 01.02.2018 г. N 03-02/00879) Строкова Е.М. - представителя (доверен. от 01.12.2017 г. N 03-07/17)
Гулевской С.С. - представителя (доверен. от 18.05.2017 г. N 05-27/197)
Зубаковой Т.В. - представителя (доверен. от 10.07.2017 г.) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2017 г. (судья Никонова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 г. (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Семенюта Е.А.) по делу N А36-602/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бекарт Липецк" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Липецкой области от 01.09.2016 г. N 13255 в редакции решения Управления ФНС России по Липецкой области от 08.11.2016 г. N 184, обязании возвратить ООО "Бекарт Липецк" незаконно взысканные налог на прибыль в сумме 2504574 руб., штраф в сумме 125228 руб. 50 коп., пени в сумме 232935 руб. 98 коп., а также уплатить проценты за пользование незаконно взысканными денежными средствами в порядке, предусмотренном ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с даты фактического взыскания по 23.05.2017 г. в сумме 118772 руб. 42 коп., а с 24.05.2017 г. по день фактического возврата денежных средств исходя из задолженности на день начисления процентов и ключевой ставки, установленной Банком России (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ФНС России по Липецкой области и Управление финансов Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Липецкой области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год, представленной ООО "Бекарт Липецк", по результатам которой составлен акт от 08.07.2016 г. N 11424 и принято решение от 01.09.2016 г. N 13255 о доначислении налога на прибыль в сумме 3501391 руб., пени в сумме 195669 руб., применении штрафа в сумме 700278 руб.
Решением Управления ФНС России по Липецкой области от 08.11.2016 г. N 184 апелляционная жалоба ООО "Бекарт Липецк" удовлетворена частично, решение инспекции отменено в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 996817 руб., пени в размере 54828 руб., штраф в размере 575049 руб. 50 коп.
Во исполнение требований об уплате налога, сбора, пени и штрафа обществом оплачены доначисленные решением инспекции (с учетом решения управления) налог на прибыль в размере 2504574 руб., пени в размере 140841 руб., штраф в размере 125229 руб., что подтверждается платежными поручениями.
Не согласившись с решением инспекции с учетом решения управления, ООО "Бекарт-Липецк" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ.
Согласно п.1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике.
Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона Липецкой области от 29.05.2008 г. N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для резидентов федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Липецкой области в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны, установлены налоговые ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в размере:
- 0 процентов - сроком на пять лет с момента получения прибыли, а в случае выпуска экспортно-ориентированной и (или) импортозамещающей продукции, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации указанной продукции составляет не менее 50 процентов, сроком на семь лет с момента получения прибыли;
- 5 процентов - сроком на пять лет, с шестого по десятый год включительно, начиная с момента получения прибыли;
- 13,5 процента - по истечении десяти лет, начиная с момента получения прибыли.
Судами установлено, что ООО "Бекарт Липецк" является резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
17.06.2013 г. между ООО "Бекарт Липецк" и Министерством экономического развития Российской Федерации заключено дополнительное соглашение к Соглашению об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне промышленно-производственного типа, созданной на территории Грязинского района Липецкой области.
Согласно разделу 1 Приложения к дополнительному соглашению, его предметом является ведение резидентом промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом, а именно: производство металлокорда, бортовой проволоки и стальной фибры Dramix; создание резидентом завода по производству металлокорда, бортовой проволоки и стальной фибры Dramix; создание Управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных Соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям Резидента.
В соответствии с Бизнес-планом производства металлокорда, бортовой проволоки и стальной фибры Dramix, утвержденным генеральным директором ООО "Бекарт Липецк" Калисканом М. 12.04.2013 г., был предусмотрен организационный, производственный и финансовый план, которыми предусматривались получение внереализационных доходов от размещения денежных средств в депозиты, положительных курсовых разниц, возникших в результате переоценки валютных активов и обязательств, а также системы работы сотрудников завода, порядок оплаты труда, требования к кандидатам, указывалось на утверждение внутренних локальных актов, таких как, требования к кандидату, список обязанностей, производственный план, программа обучения, расписание по работам.
Факт осуществления заявителем предусмотренной Соглашением производственной деятельности установлен судами и не оспаривается инспекцией.
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что общество неправомерно применило пониженную налоговую ставку в соответствии со статьей 2 Закона Липецкой области от 29.05.2008 г. N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет" в отношении внереализационных доходов на сумму 12522872 руб., в связи с чем в отношении этой суммы применил ставку налога на прибыль организаций 20%.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном доначислении обществу налога на прибыль исходя из общеустановленной ставки в отношении спорной суммы, сложившейся из процентов от размещения обществом денежных средств на депозитах, процентов в результате предоставления обществом коммерческого кредита ООО "СтройКрит", процентов по займам, выданным обществом своим работникам и денежных средств, удержанных из заработной платы работников общества, родственникам которых было проведена вакцинация от гриппа за счет средств общества.
При этом судами установлено, что размещение денежных средств, полученных от реализации произведенной обществом продукции, на счетах в банках являлось неотъемлемой частью деятельности общества по производству продукции, что исключает классификацию дохода от размещения таких денежных средств на счетах в банках, как дохода от самостоятельного вида деятельности, осуществляемого за пределами территории ОЭЗ.
В отношении процентов, полученных в связи с предоставлением работникам займов, суды установили, что представленные в материалы дела Положение об условиях и порядке предоставления работодателем займов работникам организации, договоры займа, расчетные листки, приказы о приеме на работу, отчеты о погашении займа свидетельствуют о том, что спорные выплаты были направлены на обеспечение потребностей общества квалифицированным персоналом в целях обеспечения производства продукции, предусмотренной Соглашением, являются мерами стимулирующего и социального характера, и не могут квалифицироваться в качестве дохода от самостоятельного вида деятельности общества.
Суд апелляционной инстанции также правильно указал, что предоставление обществом своим работникам таких выплат не отвечает признакам деятельности по предоставлению потребительских займов, в том числе и в части требований к порядку заключения и условиям договоров.
Доводы налогового органа о том, что пониженной ставкой облагается только прибыль, полученная от производства изделий из проволоки, цепей, пружин, обработки металлов, нанесения покрытий на металлы, от предоставления услуг по пропитке древесины и, поэтому, спорные суммы должны облагаться по ставке 20%, отклоняются, поскольку для целей применения пониженной налоговой ставки резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в особой экономической зоне.
Иной подход приводит к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса, Закона об особых экономических зонах и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 г. N 306-КГ17-9355).
Инспекцией в материалы дела не представлено доказательств того, что обществом при осуществлении промышленно-производственной деятельности было допущено нарушение заключенного Соглашения, а также отступление от утвержденного Бизнес-плана, являющегося его составляющей.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правильно указано, что у инспекции не имелось оснований для налогообложения 1500 руб., удержанных из заработной платы обществом у своих работников на основании их заявления в качестве компенсации расходов общества на вакцинацию родственников работников организации в соответствии с приказом организации о вакцинации работников и членов их семей, на основании которого обществом были оплачены услуги по вакцинации медицинскому учреждению.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2017 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 г. по делу N А36-602/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению налогового органа, налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль, необоснованно применив льготную ставку, предусмотренную для резидентов ОЭЗ, в отношении сумм, не связанных с его производственной деятельностью.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа.
Налогоплательщик является резидентом особой экономической зоны.
Размещение денежных средств, полученных от реализации произведенной продукции, на счетах в банках являлось неотъемлемой частью его деятельности. Это исключает классификацию дохода от размещения таких денежных средств на счетах в банках, как дохода от самостоятельного вида деятельности, осуществляемого за пределами территории ОЭЗ.
Поэтому налогоплательщик вправе применить льготную ставку налога на прибыль в отношении процентов от размещения денежных средств в банках и других сумм, непосредственно связанных с деятельностью резидента ОЭЗ.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 февраля 2018 г. N Ф10-5920/17 по делу N А36-602/2017