5 февраля 2018 г. |
Дело N А68-2979/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
при участии в заседании:
от ЗАО "ГОТЭК-Центр" 301650, Тульская обл., г.Новомосковск, Комсомольское шоссе, д.64 ОГРН 1077153002552
от МИФНС России N 9 по Тульской области 301650, Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Кирова, д. 14 ОГРН 1077116002105
от АО "Универсальный лизинг" 307170, Курская обл., г.Железногорск, промзона ЗАО "ГОТЭК" ОГРН 1024601213955 |
Качановой Л.В. - представитель, дов. от 27.03.17г. N 4303ГЦ
Зиатдиновой Т.А. - представитель, дов. от 09.01.18г. N 03-21/00108
не явились, извещены надлежаще
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 9 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.07.17г. (судья С.В.Косоухова) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.17г. (судьи Е.В,Мордасов, Е.В.Рыжова, В.Н.Стаханова) по делу N А68-2979/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ГОТЕК-Центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России 9 по Тульской области (далее - налоговый орган) от 30.11.16г. N 24/33.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Универсальный лизинг".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.07.17г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.17г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Общество и третье лицо в отзывах на жалобу просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.153.1 АПК РФ жалоба рассмотрена в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт от 19.10.16г. N 24/33). Основанием для его принятия в части начисления налога на имущество организаций в размере 2003737 руб., начисления пени по налогу в размере 880633,24 руб., привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в размере 43546,2 руб. явился вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом льготы, предусмотренной ст.6 Закона Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" от 06.02.10г. N 1390-ЗТО (далее - Закон N 1390-ЗТО).
Решением УФНС России по Тульской области от 16.02.17г. N 07-15/03567 решение налогового органа было оставлено без изменения, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с разделом IX Налогового кодекса РФ, налог на имущество организаций относится в региональным налогам.
В силу п.2 ст.372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 Закона N 1390-ЗТО налогоплательщики, применявшие льготы по налогу на имущество организаций на основаниях, в порядке и при соблюдении условий, установленных Законом Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" от 16.08.05г. N 615-ЗТО, срок действия которых не истек на день вступления в силу настоящего Закона, вправе до истечения срока, на который соответствующая льгота была установлена, применять пониженную налоговую ставку для исчисления налога на имущество организаций: в размере 0 процентов в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в результате осуществления капитальных вложений в соответствии с инвестиционными проектами в объеме свыше 500 миллионов рублей.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 615-ЗТО предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций инвесторов в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в результате осуществления капитальных вложений в соответствии с инвестиционными проектами; на 100 процентов-инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме свыше 500 миллионов рублей; на 50 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме до 500 миллионов рублей включительно.
Льгота по налогу на имущество организаций предоставляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию соответствующего объекта капитальных вложений.
Под вводом в эксплуатацию объекта капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта для целей Закона N 615-ЗТО понимается учет имущества в качестве основного средства на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета, а также учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Льгота предоставляется инвесторам в отношении объектов капитальных вложений, введенных в эксплуатацию после вступления в силу данного Закона.
В рамках договоров лизинга от 26.04.06г. N N Н-23, Н-23А, от 28.05.06г. N Н-26, от 19.12.06г. N Н-43 с ЗАО "Универсальный лизинг" (лизингодатель), Общество по актам приема-передачи получало имущество, которое учитывалось на его балансе в качестве объектов основных средств, использовалось в производстве продукции, за что Общество уплачивало лизингодателю лизинговые платежи.
В период с 01.07.12г. по 01.04.13г. указанные договоры лизинга были расторгнуты, с одновременным заключением договоров купли-продажи, по которым то же имущество переходило в собственность Общества.
Руководствуясь положениями Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.98г. N 164-ФЗ, статьи 408 ГК РФ, регламентирующей прекращение обязательства исполнением, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума ВАС РФ "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга" от 14.03.14г. N 17, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что лизинговая деятельность, как вид инвестиционной деятельности, относится не только к деятельности лизингодателя, но и к деятельности лизингополучателя, поэтому лицом, имеющим право воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций, является не только лизингодатель, но и лизингополучатель.
Однако, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Как было указано выше, пунктом 1 ст.6 Закона Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" налогоплательщики, применявшие льготы по налогу на имущество организаций на основаниях, в порядке и при соблюдении условий, установленных Законом Тульской области от 16 августа 2005 года N 615-ЗТО, вправе продолжать использовать данную льготу до истечения срока, на который соответствующая льгота была установлена.
Статьей 2 Законом Тульской области от 16 августа 2005 года N 615-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 28.02.07г. N 802-ЗТО) определялось, что налоговые льготы в соответствии со статьей 1 настоящего Закона действуют в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более четырех лет с момента ввода в эксплуатацию объектов капитальных вложений в результате реализации инвестиционного проекта.
Налоговый орган, принимая оспариваемое решение, исходил, помимо прочего, и из факта истечения срока применения спорной льготы (страница 9 решения, т.1 л.д.18).
Однако, оценка данного основания решения налогового органа судами не производилась, даты ввода в эксплуатацию полученных Обществом по договорам лизинга объектов основных средств не устанавливались.
При таких обстоятельствах выводы судов о правомерности заявления Обществом спорной льготы не могут быть признаны соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать оценку доводу налогового органа об истечении к проверяемым налоговым периодам срока действия спорной льготы, а также учесть, что спор между Обществом и налоговым органом о правомерности применения спорной льготы был рассмотрен судами в рамках дела N А68-11885/2014.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 28 июля 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года по делу N А68-2979/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.