г. Калуга |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А83-5872/2016 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 06.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Солодовой |
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
М.М.Нарусова В.В.Циплякова
А.А.Кучиной |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "МАКСИТОН" |
Акацкая М.А.- представитель ( дов б/н от 01.09.2016) |
от ответчиков: Совет Министров Республики Крым
ГУП Республики Крым "Солнечная Таврика"
Служба охраны в Крыму Федеральной охраны Российской Федерации
от третьих лиц: ООО "Комплекс Кичкинэ"
ГУП "Производственное предприятие водопроводно-канализационное хозяйство Южного берега Крыма".
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым |
Дмитричук Л.Б.- представитель ( дов.N 1/01-57/602 от 26.01.2018)
не явились, извещены надлежаще
Высоков А.С.- представитель ( дов. N 9/7-376 от 23.01.2017)
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц- связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАКСИТОН" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017 по делу N А83-5872/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАКСИТОН" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Совету Министров Республики Крым и Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Солнечная Таврика" о признани права собственности на объекты водоснабжения и водоотведения, а также признании отсутствующим права хозяйственного ведения ГУП РК "Солнечная Таврика" на эти объекты.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 06.02.2017 суд привлек в качестве соответчика по делу Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Комплекс Кичкинэ", ГУП "Производственное предприятие водопроводного - канализационное хозяйство Южного берега Крыма", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, ООО "МаксиТон" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.08.2004 года между Фондом имущества Автономной Республики Крым и ООО "Пан-Укрейн" был заключен договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральная военная туристическая база "Кичкинэ", расположенного по адресу: ул. Алупкинское шоссе, 1, пгт. Гаспра, г. Ялта.
Решением исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета АРК N 30 от 25.03.2004 ООО "Пан Укрейн" было дано разрешение на строительство водовода от городского водовода до турбазы "Кичкинэ" в пгт. Гаспра.
Актом государственной технической комиссии от 11.02.2005 был принят в эксплуатацию законченный строительством объект- внеплощадочные и внутриплощадочные сети водопровода d108-273 м, d159-717,5 м турбазы "Кичкинэ" в пгт. Гаспра.
По договору купли- продажи от 29.12.2014 ООО "Пан Укрейн" (продавец) было продано ООО "МАКСИТОН" ( покупатель) нежилое здание развлекательного центра общей площадью 1533,60 кв. м (бывшее лит. И пл. 295,3 кв. м), кадастровый номер 90:25:020102:56, расположенное по адресу: РК, г. Ялта, пгт. Гаспра, ш. Алупкинское, д. 1. Право собственности за покупателем на данное здание зарегистрировано 10.02.2015, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права.
01.06.2015 между указанными сторонами был подписан договор из которого следует, что в связи с продажей вышеуказанного здания, продавцом передается покупателю и следующее имущество: водомерный узел, установленный на Царской тропе сетью холодного водоснабжения диаметром 100 мм, расположенный от водомерного узла до резервуара протяженностью 400,00 м; сети холодного водоснабжения диаметром 150 мм, расположенные от резервуара до гостиницы "Кичкинэ" протяженностью 1250 м; внутриплощадочные сети водопровода и канализация, проложенные на территории гостиницы "Кичкинэ" на земельном участке общей площадью 1,5856 га.
Согласно п. 3 договора, после его подписания право собственности на указанное имущество переходит к ООО "МАКСИТОН", а само имущество считается переданным ООО "МАКСИТОН".
В дальнейшем, "ООО "МАКСИТОН" по договору безвозмездного пользования от 03.06.2015 указанное имущество было передано ООО "Комплекс Кичкинэ" на срок до 03.06.2016.
Распоряжением Совета министров Республики Крым N 547-р от 18.06.2014 было создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "СОЛНЕЧНАЯ ТАВРИКА", которому на праве хозяйственного ведения были переданы здания и сооружения государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральная военная туристическая база "КИЧКИНЭ", пгт. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 1, находящиеся на земельном участке площадью 15851,0 кв. м.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 31.05.2016 N 553-р были внесены изменения в Распоряжение N 547-р от 18.06.2014, в соответствии с которым ГУП "Солнечная Таврика" было передано дополнительно на праве хозяйственного ведения имущество: водомерный узел, установленный на Царской тропе сетью холодного водоснабжения диаметром 100 мм, расположенный от водомерного узла до резервуара протяженностью 400,00 м; сети холодного водоснабжения диаметром 150 мм, расположенные от резервуара до зданий, протяженностью 1250,0 м. и внутриплощадочные сети водопровода и канализация, расположенные на земельном участке общей площадью 15 851 кв. м.
Впоследствии, на основании Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 20.10.2016 N 1322-р имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП " Солнечная Таврика", в том числе и спорное, было передано по договору от 28.10.2016 в безвозмездное пользование Службе охраны Крыму ФСО РФ, согласно приложению.
Согласно п. 1.2 указанного договора передача имущества в безвозмездное пользование не влечет передачу права собственности на него.
ООО "МАКСИТОН" ссылаясь на то, что он является собственником указанных выше объектов водоснабжения и его права, в связи с передачей данного имущества ГУП РК "Солнечная Таврика" нарушены, обратилось в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия полагает, что суды, дав оценку всем представленным по делу доказательствам, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ООО "МАКСИТОН". в обоснование заявленных требований ссылается на то, что первоначальным собственником вновь созданных водопроводных сетей являлось ООО "Пан Укрейн", которое впоследствии и передало ему в собственность объекты водоотведения.
Между тем, судебными инстанциями установлено, что сети водоснабжения и канализации, расположенные на территории бывшего имущественного комплекса государственного предприятия "Кичкинэ" Министерства обороны Украины, относились к военной туристической базе "Кичкинэ" и были паспортизированы в 1994 г.
Согласно свидетельству о праве собственности от 19.08.2004, собственником целостного имущественного комплекса государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральная военная туристическая база "Кичкинэ", расположенного по адресу Автономная Республика Крым, ул. Алупкинское шоссе, 1, пгт. Гаспра, г. Ялта являлось государство Украина в лице Верховной Рады Украины, а данный имущественный комплекс находился в оперативном управлении государственного предприятия центральной военной туристической базы "Кичкинэ".
По договору от 20.08.2004 Фондом имущества Автономной Республики Крым целостный имущественный комплекс государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральная военная туристическая база "Кичкинэ", расположенного по адресу: Автономная Республика Крым, ул. Алупкинское шоссе, 1, пгт. Гаспра, г. Ялта, был передан в аренду ООО "Пан-Укрейн". Данный договор не предполагал отчуждение в собственность каких-либо объектов.
Согласно ст. 12.1 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым, которые в соответствии с ч.3 ст.7 данного Закона, вправе принимать Государственный Совет Республики Крым и Совет Министров Республики Крым, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с п.п. 6, 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу ч.1 ст.2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считается прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма", в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
С учетом указанных законодательных актов следует признать, что целостный имущественный комплекс государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральная военная туристическая база "Кичкинэ", расположенный на земельном участке общей площадью 15851 кв. м по адресу: Республика Крым, г. Ялта, гит. Гаспра, Алупкинское шоссе, д. 1., являющийся собственностью Украины в лице Верховной Рады Украины, в настоящее время является собственностью Республики Крым.
При этом судебными инстанциями правомерно отражено, что момент возникновения права собственности Республики Крым на спорное имущество, не связан с государственной регистрацией права, поскольку государственная регистрация является актом признания и подтверждения уже возникшего права, т.е является правоподтверждающим, а не правопорождающим актом.
Кроме того, судом установлено, что спорные объекты не являются вновь созданными, поскольку согласно рабочему проекту, на основании которого осуществлялись строительные работы, ООО "Пан Укрейн" выполнял лишь реконструкцию водопроводных сетей гостиницы "Кичкинэ" в г. Ялта, что не является основанием для приобретения их в собственность. Указанные работы были приняты в эксплуатацию по акту от 11.02.2005, утвержденному решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 11.02.2005 N 217.
Из вышеуказанного следует, что ООО "Пан Укрейн" не приобрело право собственности на спорные объекты водоотведения, следовательно, и не могло отчуждать их ООО "МАКСИТОН".
Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации, согласно ч.1 ст.23 ФКЗ N 6 от 21.03.2014, действуют на территориях Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Правоотношения сторон, возникшие до 18.03.2014, регулируются нормами законодательства Украины, в части не противоречащей нормам материального права Российской Федерации.
Руководствуясь нормами ст.ст. 186, 188, 191 Гражданского кодекса Украины, которые не противоречат нормам ст.ст. 132, 133, 133.1, 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к выводу, что спорное имущество является составной частью целостного имущественного комплекса, переданного в аренду согласно договору от 20.08.2004 и является частью системы инженерной инфраструктуры, хозяйственное назначение которых, является обслуживание имущественного комплекса государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральная военная туристическая база "Кичкинэ", собственником которого в настоящее время является Республика Крым.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истец, который считает себя собственником, обязан представить доказательства возникновения у него законного права на спорное имущество.
Представленные истцом акт государственной технической комиссии от 11.02.2005 и Решение Исполнительного комитета Гаспринского поселкового совета Автономной Республики Крым от 11.02.2005 N 217 не могут являться такими доказательствами, поскольку данные документы подтверждают лишь степень готовности линейного объекта (водопроводных сетей) и не индивидуализируют его как объект движимого имущества способный выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Исходя из положений ст.ст. 128, 130, 218 ГК РФ, а также ч.10.1 ч.1 Градостроительного кодекса РФ суды пришли к выводу, что спорные объекты, с учетом их функционального назначения не относятся к самостоятельным объектам права, т.е. не являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.
С учетом указанных обстоятельств следует признать, что истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение его права собственности на спорные объекты.
Кроме того, истцом не представлены доказательства и фактического владения данным имуществом.
Как следует из материалов дела, в настоящее время спорное имущество на основании Распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1322-р от 20.10.2016 находится в безвозмездном пользовании Службы охраны Крыма ФСО РФ, тогда как предусмотренный ст. 304 ГК РФ способ защиты подлежит применению только в том случае, когда соответствующее имущество находится во владении собственника. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, признание права отсутствующим - это исключительный способ защиты при имеющемся между сторонами споре о правах на недвижимое имущество, который, в свою очередь, возможен, когда нарушенное право истца не может быть защищено иными способами защиты (виндикационный, негаторный иски, иски о признании права).
С учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств, вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении требований истца о признании права хозяйственного ведения ГУП РК "Солнечная Таврика" отсутствующим на спорные объекты, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы заявителей кассационных жалоб были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017 по делу N А83- 5872/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
В.В.Ципляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в настоящее время спорное имущество на основании Распоряжения Совета Министров Республики Крым N 1322-р от 20.10.2016 находится в безвозмездном пользовании Службы охраны Крыма ФСО РФ, тогда как предусмотренный ст. 304 ГК РФ способ защиты подлежит применению только в том случае, когда соответствующее имущество находится во владении собственника. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, признание права отсутствующим - это исключительный способ защиты при имеющемся между сторонами споре о правах на недвижимое имущество, который, в свою очередь, возможен, когда нарушенное право истца не может быть защищено иными способами защиты (виндикационный, негаторный иски, иски о признании права)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2018 г. N Ф10-6147/17 по делу N А83-5872/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6147/17
06.02.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1783/17
05.10.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1783/17
04.07.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5872/16