г. Калуга |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А62-1259/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Егорова Е.И. |
||
Судей |
Ермакова М.Н. Радюгиной Е.А. |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А. Техническую часть фиксации видеоконференц-связи осуществляют: от Арбитражного суда Смоленской области - помощник судьи Григорьева А.А., от Арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Кузина И.А. В порядке пункта 2 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание Арбитражного суда Смоленской области, установлены судьей Арбитражного суда Смоленской области Каринской И.Л. | |||
при участии в заседании от: |
|
||
"АТ Логистик СИА" Латвия, г. Рига, ул. Ганибу Дамбис, 26А
|
Романовой О.Е. - представителя по доверенности от 13.10.2017; |
||
Смоленской таможни 214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д.105 ОГРН 1026701425849 общества с ограниченной ответственностью "Альфа Транс" (склад временного хранения) 214500, Смоленская область, Смоленский район, д. Стабна, ул. Заозерная, д. 35 ОГРН 1116714000325 |
Ситина М.В. - представителя по доверенности N 04-50/1 от 15.01.2018;
Овчинникова С.А. - представителя по доверенности N 124 от 22.11.2015, Синицы В.Г. - представителя по доверенности от 20.06.2017 |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2017 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 (судьи: Мордасов Е.В., Рыжова Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А62-1259/2017,
УСТАНОВИЛ:
"АТ Логистик СИА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской Области с заявлением о признании незаконными действий Смоленской таможни, выразившихся в удержании транспортного средства рег. N НТ701/R5145.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 действия Смоленской таможни, выразившиеся в удержании транспортного средства марки "Skania" рег. N НТ701/R5145, признаны не соответствующими положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе Смоленская таможня выражает несогласие с судебными актами. Считает их незаконными и необоснованными, подлежащими отмене. Полагает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом применен закон, не подлежащий применению.
В отзыве Общество возражает доводам жалобы. Считает, что выводы судов двух инстанций по настоящему делу соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. При рассмотрении спора судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле. По мнению Общества, судебные акты содержат подробный анализ и надлежащую правовую оценку обстоятельств дела, на основании чего судами сделан верный вывод о том, что факт удержания Смоленской таможней транспортного средства "Skania" peг. N HT701/R5145, не являющегося вещественным доказательством по делу об административном правонарушении, в течение более 3 месяцев, подтвержден материалами дела и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на 454 км автодороги "Москва-Минск" 24.08.2016 при осуществлении таможенного контроля при ввозе на территорию Российской Федерации отдельных категорий товара сотрудниками Смоленской таможни выявлено транспортное средство рег. N HT701/R5145, перевозившее товар - "яблоки свежие", весом 21 000 кг, страна происхождения - Республика Молдова, следующего из Молдовы в Казахстан.
На территорию Российской Федерации ввезен товар - "яблоки свежие", перевозимый Обществом с территории Украины на территорию Республики Казахстан. На товаросопроводительных документах имелась отметка Черниговской таможни Украины, что свидетельствует о ввозе товара с территории Украины на таможенную территорию Таможенного союза в зоне деятельности Гомельской таможни (Республика Беларусь).
Принимая во внимание Указ Президента Российской Федерации от 01.01.2016 N 1 "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществления международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации", Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", таможенный орган пришел к выводу, что в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Общества по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 27.10, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применено изъятие товара - "яблоки свежие", весом 21 000 кг. - протокол изъятия от 24.08.2016.
Письмом Краснинского таможенного поста от 24.08.2016 N 37-11/1579 Общество уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении.
В связи с возбуждением дела об административном правонарушении N 10113000- 728/2016 Краснинским таможенным постом 24.08.2016 товар в автопоезде был помещен на склад временного хранения ООО "Альфа Транс" (акт въезда-выезда N5298 от 24.08.2016).
19.09.2016 должностным лицом Смоленской таможни составлен протокол по делу об АП N 10113000-728/2016, определением по делу от 20.09.2016 рассмотрение дела назначено на 21.09.2016 и определением от 21.09.2016 дело об АП передано на рассмотрение Заднепровского районного суда города Смоленска.
Постановлением Заднепровского районного суда города Смоленска от 29.09.2016 перевозчик-Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде конфискации предметов правонарушения - "яблоки свежие".
Решением судьи Смоленского областного суда от 15.11.2016 постановление Заднепровского районного суда города Смоленска от 29.09.2016 в отношении Общества оставлено без изменения.
25.11.2016 предмет правонарушения - "яблоки свежие" на основании письма Смоленской таможни от 24.11.2016 N 23-30/30903 выдан представителю РУ Росимущества в Смоленской области.
Полагая, что действия таможенного органа по удержанию транспортного средства до 25.11.2016 являются неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, на себе его следы.
Вещественные доказательства приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1339 утверждена Инструкция о порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях, согласно пункту 13 которой вещественные доказательства и документы после изъятия могут храниться в таможенных органах или в особых случаях в иных местах, определяемых лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, с учетом положений настоящей Инструкции.
Пунктом 35 Инструкции определено, что в случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в таможенном органе в силу громоздкости (т.е. если они по своим габаритам не могут быть помещены в камеру хранения вещественных доказательств) или иных причин (например, большое количество изъятых вещественных доказательств) они передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги. Вещественные доказательства, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза территории складов временного хранения отнесены к зонам таможенного контроля.
Согласно статье 167 Таможенного кодекса Таможенного союза временное хранение товаров - это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов таможенного союза; места временного хранения являются зоной таможенного контроля.
Частями 23 - 28 статьи 163 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Заявление на разрешение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля должно содержать сведения о виде и характере деятельности. Начальник таможенного органа рассматривает заявление и при соответствии предполагаемой деятельности частям 23 и 24 настоящей статьи наносит на заявлении резолюцию о разрешении или запрете осуществления такой деятельности.
Оригинал заявления возвращается заинтересованному лицу, копия заявления хранится в таможенном органе.
В ходе производства по делу об АП Общество неоднократно обращалась в Смоленскую таможню и на Краснинский таможенный пост о выгрузке яблок из прицепа транспортного средства с последующим выпуском транспортного средства.
Так, 19.09.2016, Общество обратилось к заместителю начальника Смоленской таможни с заявлением, в котором просило осуществить выгрузку товара (яблоки свежие) из прицепа машины с последующим выпуском порожнего транспортного средства.
В ответ на данное заявление 21.09.2016 письмом за исх. N 23-728/24109 Смоленская таможня сообщила, что против выгрузки товара из грузового отсека транспортного средства не возражает, однако для решения вопроса о выгрузке вышеуказанного товара рекомендовала обратиться на Краснинский таможенный пост Смоленской таможни.
В соответствии с указанным письмом Смоленской таможни Общество 23.09.2016 обратилось с аналогичным заявлением к начальнику Краснинского поста.
В ответ на заявление Общества начальник Краснинского таможенного поста письмом от 24.10.2016 за исх. N 37-11/1615 сообщил, что вышеуказанное транспортное средство таможенный пост не задерживает, однако, поскольку материалы дела об административном правонарушении N 10113000 - 728/2016 от 24.08.2016 переданы в Заднепровский районный суд города Смоленска, у Краснинского таможенного поста отсутствуют право на изменение места хранения вещественных доказательств в силу пункта 3 статьи 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с положениями приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях".
Судами установлено, что по делу об административном правонарушении N 10113000-728/2016 вещественным доказательством признан товар "яблоки свежие", перевозимый транспортным средством peг. N HT701/R5145. Указанный товар изъят должностными лицами Смоленской таможни и на основании акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от 24.08.2016, помещен на склад временного хранения ООО "Альфа Транс" непосредственно в транспортном средстве, его перевозившим, тогда как само транспортное средство вещественным доказательством по делу об административном правонарушении не признавалось.
Рассматривая довод таможенного органа о том, что ООО "Альфа Транс" не обращалось к Обществу с предложением забрать не являющееся вещественным доказательством транспортное средство, суды указали следующее.
Транспортное средство было помещено в зону таможенного контроля на основании акта въезда-выезда от 24.08.2016 N 5298.
В соответствии с частью 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно подтверждению о прибытии транспортного средства N 10113092/240816/0003505 (графа 19) снятие средств идентификации разрешено только должностным лицам таможенного органа. Согласно графе 20 указанного подтверждения выгрузка товаров производится обязательно в присутствии должностных лиц таможенного органа.
Как следует из письма Смоленской таможни от 24.10.2016 N 37-11/1615 в связи с отсутствием в регионе деятельности поста специализированных мест для хранения фруктов, изъятый при возбуждении дела об АП товар был оставлен на хранение в транспортном средстве с целью избежать порчи товара. Кроме того, Краснинский таможенный пост в этом письме указал, что у поста отсутствуют право на изменение места хранения вещественных доказательств в силу пункта 3 статьи 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях".
Поэтому суды обоснованно указали, что ООО "Альфа Транс" не обладало полномочиями по перемещению транспортного средства "Skania" peг. N HT701/R5145 через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенных органов и без их надзора.
Суды правильно акцентировали внимание на том, что, не возражая против разгрузки транспортного средства, и последующего выпуска порожнего транспортного средства, таможенный орган не совершил никаких действий, предусмотренных законом и необходимых для выпуска транспортного средства, в частности, не возвратил заявителю его заявление с резолюцией о возможности выезда. Кроме того, таможенный орган указал на невозможность изменения места нахождения вещественных доказательств.
Действия, которые позволили Обществу получить транспортное средство, таможенный орган совершил лишь 24.11.2016.
25.11.2016 транспортное средство выпущено со склада на основании письма Смоленской таможни от 24.11.2016 N 23-30/30903.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд обязан сначала исследовать каждое доказательство в отдельности, а потом установить взаимосвязь их в совокупности.
Арбитражный суд округа полагает, что арбитражными судами не было нарушено положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценки доказательств, нормы материального права применены правильно.
Поэтому соглашается с выводами судов, что факт удержания Смоленской таможней транспортного средства марки "Skania" рег. N НТ701/R5145, не являющегося вещественным доказательством по делу об административном правонарушении, подтвержден материалами дела, не соответствует положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности
Доводы Смоленской таможни, изложенные в кассационной жалобе не опровергают правильность выводов арбитражных судов, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А62-1259/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.