город Калуга |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А48-455/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объёме 13.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Циплякова В.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
|
Андреева А. В.
Колесниковой Н.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" ОГРН 1056882304489 ИНН 6829012680 |
Власова О.Г. - представитель по доверенности от 09.01.2018; |
от ответчика: Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла ОГРН 1025700826502 ИНН 5701000921 |
Кузовов И.В. - представитель по доверенности от 26.01.2018. |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла, на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А48-455/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" (далее - истец, ПАО "Квадра - генерирующая компания", Общество) в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - ответчик, УМИЗ) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 30.12.2011 N 1476/з в части установленной на 2016 год арендной платы в редакции расчета земельных платежей на 2016 год, об установлении арендной платы по договору аренды N 1476/з от 30.12.2011 за земельный участок площадью 374370 кв. м с кадастровым номером 57:25:0030121:31 на уровне ставок, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347, составляющих 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше установленной предельной региональной ставки по Орловской области; об обязании ответчика привести условия договора аренды N 1476/з от 30.12.2011 в части установления размера арендной платы в соответствие со ставками, предусмотренными приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347, составляющими 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше установленной предельной региональной ставки по Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2017 (судья Подрига Н.В.) исковые требования ПАО "Квадра - генерирующая компания" удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 г. (судьи Щербатых Е.Ю., Поротиков А.И., Сухова И.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца и ответчика суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актой в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 30.12.2011 N 2442 из земельного участка 57:25:0030121:1 путем раздела образованы три участка с кадастровыми номерами: 57:25:0030121:29 (площадью 919 кв. м), 57:25:0030121:30 (площадью 2307 кв. м) и 57:25:0030121:31 (площадью 374370 кв. м).
В соответствии с указанным приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 30.12.2011 N 2442 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Квадра - Генерирующая компания" на земельный участок 57:25:0030121:1 и земельный участок с кадастровым номером 57:25:0030121:31 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предоставлен ответчику в аренду сроком на 25 лет.
30.12.2011 во исполнение указанного приказа между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и ОАО "Квадра - генерирующая компания" (правопреемником которого является ПАО "Квадра - генерирующая компания") заключен договор аренды земельного участка N 1476/з, предметом которого является передача в аренду земельного участка с кадастровым номером 57:25:0030121:31, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Энергетиков, 6, площадью 374370 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений.
Указанный в договоре земельный участок относится к участкам, на которые не разграничена государственная собственность.
Срок аренды установлен с 30.12.2011 по 29.12.2026 года.
Годовая арендная плата составляет 11 616 701,10 руб. и вносится арендатором в соответствии с прилагаемым расчетом земельных платежей и порядком оплаты согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора, путем перечисления на счет, реквизиты которого приведены в договоре (пункты 3.1, 3.2 договора).
Размер годовой арендной платы в силу п. 3.5 договора может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке на основании решения уполномоченного в соответствии с действующим законодательством органа при изменении в установленном порядке кадастровой стоимости участка; разрешенного использования участка; индекса инфляции; коэффициента социальной значимости вида деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Администрации города Орла от 22.04.2015 N 1521 "О внесении изменений в Положение об Управлении муниципального имущества и землепользования администрации города Орла", с 01.03.2015 право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Орла, перешло от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области к Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.
Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла размер арендной платы на 2016 год изменен в одностороннем порядке на основании уведомления от 23.09.2015 N 7/5483, в соответствии с которым размер годовой арендной платы увеличен и составляет 16 201 909 руб. 99 коп. в год, или 1 350 159 руб. 17 коп. в месяц.
Из расчета земельных платежей за 2016 год следует, что размер арендной платы определен УМИЗ как произведение кадастровой стоимости земельного участка и процента для категории арендаторов (0,02).
В письме от 24.07.2016 в адрес заместителя генерального директора ПАО "Квадра" ПАО "Квадра" - Генерирующая компания" Горева Е.Е. указано, что расчет арендной платы произведен в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов на территории Орловской области, утв. постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2014 N 443.
Указанные выше обстоятельства установлены судебными актами по делу N А48-6037/2016 и не подлежат доказыванию вновь.
Ссылаясь на неполучение от УМИЗ ответа на предложение произвести перерасчет арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендная плата по договору N 1476/з от 30.12.2011 является регулируемой; арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347, вступившим в законную силу 31.08.2013.
Судом установлено, что спорный земельный участок предоставлен ответчику под теплоэнергетический комплекс зданий, сооружений и инженерных коммуникаций производственного подразделения ТЭЦ.
В связи с тем, что спорный земельный участок предоставлен ответчику для размещения сооружений теплоэлектростанции, с 31.08.2013 - момента вступления в силу Приказа N 347 расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной этим нормативным актом.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила, согласно которым размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса (включая объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения) не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в числе прочего относятся объекты систем теплоснабжения федерального, регионального или местного значения, а в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации, поэтому в данной ситуации к спорному земельному участку, предоставленному для эксплуатации производственного комплекса Орловской ТЭЦ, подлежат применению положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и Приказа N 347 для целей определения размера арендной платы за такой участок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. Для Орловской области подобная ставка не может превышать 5 руб. 60 коп. за один квадратный метр.
Истцом в свою очередь представлены платежные поручения о внесении арендной платы в 2016 в размере, рассчитанном им самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 582 и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347, в следующем порядке: 1,6% кадастровой стоимости земельного участка, но не выше предельной региональной ставки (для Орловской области - 5,6 руб. за 1 кв. м в год в 2013 году (5,88 руб. с учетом индексации 5% в 2014 году, 6,20 руб. с учетом индексации 5,5% в 2015, 6,60 руб. с учетом индексации в 6,4% в 2016 году).
Таким образом, порядок определения размера арендной платы, установленный в расчете земельных платежей, применению в данном случае не подлежит, поскольку спорный земельный участок предоставлен ответчику для размещения сооружений теплоэлектростанции, и расчет арендной платы должен производиться с применением ставки, установленной приказом Минэкономразвития от 18.06.2013 N 347.
В связи с чем, условия договора аренды земельного участка публичной собственности в части определения размера арендной платы, в случае противоречия обязательным нормативным правовым актам, устанавливающим ставки арендной платы или методику их расчета, являются недействительными применительно к статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом договор аренды в части установления размера арендной платы не влечет недействительность договора в целом, поскольку в данном случае цена договора должна определяться в соответствии с требованиями закона (статьи 180, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование истца об установлении размера арендной платы по договору аренды от 30.12.2011 за земельный участок площадью 374370 кв. м с кадастровым номером 57:25:0030121631 на уровне ставок, предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ от 18.06.2013 N 347, составляющих 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше установленной предельной региональной ставки по Орловской области, правомерно удовлетворено судом.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции обосновано пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой и апелляционной инстанции, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений ст. 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 10.07.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А48-455/2017, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
В.В. Ципляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.