г.Калуга |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А68-3166/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.02.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 15.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Николаевой Н.Н. |
при участии в заседании представителей:
от АО "Газпромбанк": Ковальчук Т.О. по доверенности от 22.12.2016 N 39/004,
от Тульской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах: Тарченко Н.Е. по доверенности от 10.01.2018 N 8,
от ПАО "НПО "Стрела": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тульской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.08.2017 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А68-3166/2017,
УСТАНОВИЛ:
"Газпромбанк" (акционерное общество) (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным представления Тульской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) "Об устранении нарушений законодательства о государственном оборонном заказе, о банках и банковской деятельности" от 27.02.2017 N 7-03-2017 в части пунктов 3, 4 представления (с учетом заявленных уточнений).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, прокуратура обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Банка возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал доводы, изложенные в ранее направленном отзыве.
ПАО "НПО "Стрела", извещенное надлежащим образом, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителей, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами, Тульской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в соответствии с пунктом 2.13 решения коллегии прокуратуры области от 19.10.2016 "О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса" в феврале 2017 года проведена проверка соблюдения ПАО "НПО Стрела" требований Федерального закона N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В ходе проверки прокуратурой установлено, что ПАО "НПО "Стрела" и Газпромбанком заключено кредитное соглашение, которое содержит условие о бесспорном списании Банком денежных средств с расчетного счета ПАО "НПО "Стрела".
На основании проведенной проверки прокуратура пришла к выводу, что допущенные нарушения пункта 3 части 3 статьи 8, части 3 статьи 12 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" при заключении кредитного соглашения от 23.08.2016 N 0416-025-Т могут привести к нецелевому расходованию средств федерального бюджета, предназначенных на оплату оборонной продукции, путем погашения за счет этих средств задолженности по кредиту, использованному на цели, не связанные с государственным оборонным заказом.
Прокуратурой в адрес Банка 27.02.2017 вынесено предписание о: 1. рассмотрении представления с участием представителей прокуратуры; 2. принятии мер к устранению выявленных нарушений, их причин и условий им способствующих; 3. незамедлительном решении вопроса о заключении с ПАО "НПО "Стрела" Дополнительного соглашения с целью исключения из пункта 6.11 кредитного соглашения от 23.08.2016 N 0416-025-Т положений, позволяющих кредитору списать денежные средства с расчетного счета заемщика N 40702810400040003379, открытого в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Туле; 4. рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Не согласившись с пунктами 3, 4 указанного представления, Банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, удовлетворяя заявленные требования обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), который устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
В силу части 3 статьи 12 Закона N 275-ФЗ финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.
В соответствии с требованиями Закона N 275-ФЗ для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта исполнителю открывается отдельный счет в уполномоченном банке. На данный счет поступают деньги от государственного заказчика, и счет подлежит закрытию исполнителем после получения уполномоченным банком от заказчика уведомления об исполнении контракта. Режим использования такого счета предусматривает списание денежных средств: - только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта; - только на отдельный счет.
Данные правила использования спецсчета не применяются при списании денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
- уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
- оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
- расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки;
- перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
- оплаты иных расходов на сумму не более 3 млн. руб. в месяц.
Пунктом 10 статьи 3 Закона N 275-ФЗ установлено, что отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта.
Согласно положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Банком России 16.07.2012 N 385-П, отдельные счета головным исполнителям, исполнителям для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу открываются на балансовых счетах N 40506, N 40606, N 40706.
Как установлено судами, между Газпромбанком и ПАО "НПО "Стрела" 28.10.2013 заключен договор банковского счета N 2013/146, в соответствии с которым ПАО "НПО "Стрела" открыт в банке расчетный счет N 407028104000400003379. Данный счет не является отдельным счетом по смыслу Закона N 275-ФЗ и Положения N 385-П.
23.08.2016 между Банком ГПБ (АО) (кредитор) и ПАО "НПО "Стрела" (заемщик) заключено кредитное соглашение об открытии кредитной линии N 0416-025-Т, согласно которому кредитор обязуется открыть заемщику кредитную линию в размере и на условиях, указанных в настоящем соглашении, а заемщик обязуется возвратить кредит, полученный по кредитной линии, уплатить проценты и выполнить иные обязательства, предусмотренные настоящим соглашением.
Проанализировав содержание пункта 6.11 кредитного соглашения в совокупности с положениями статьи 819, 854 ГК РФ, суды верно заключили, что в случае неисполнения кредитных обязательств, банк имеет право в бесспорном порядке списывать с расчетных счетов ПАО "НПО "Стрела", в том числе с расчетного счета, открытого в Газпромбанке, денежные средства в счет погашения кредитных обязательств. При этом пункт 6.11 кредитного соглашения от 23.08.2016 N 0416-025-Т не содержит положений, позволяющих кредитору списывать в бесспорном порядке денежные средства со счетов заемщика для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу N 40506, N 40606, N 40706, что соответствует статье 8.4 Закона N 275-ФЗ.
С учетом изложенного, суд округа поддерживает вывод судов двух инстанций, что требование прокуратуры о заключении Банком с ПАО "НПО "Стрела" дополнительного соглашения с целью исключения из пункта 6.11 кредитного соглашения от 23.08.2016 N 0416-025-Т положений, позволяющих кредитору списать денежные средства с расчетного счета заемщика N 40702810400040003379, открытого в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Туле, нарушает права и интересы Банка, поскольку исключает его право на своевременный возврат кредитных денежных средств в бесспорном порядке, что предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и не запрещено Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Также суд кассационной инстанции поддерживает позицию судов о том, что ПАО "НПО "Стрела", осуществляя расчеты с расчетного счета, открытого в банке, распоряжается собственными денежными средствами, что исключает нецелевое использование бюджетных денежных средств, порядок использования которых предусмотрен Законом N 275-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 01.08.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу N А68-3166/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав содержание пункта 6.11 кредитного соглашения в совокупности с положениями статьи 819, 854 ГК РФ, суды верно заключили, что в случае неисполнения кредитных обязательств, банк имеет право в бесспорном порядке списывать с расчетных счетов ПАО "НПО "Стрела", в том числе с расчетного счета, открытого в Газпромбанке, денежные средства в счет погашения кредитных обязательств. При этом пункт 6.11 кредитного соглашения от 23.08.2016 N 0416-025-Т не содержит положений, позволяющих кредитору списывать в бесспорном порядке денежные средства со счетов заемщика для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу N 40506, N 40606, N 40706, что соответствует статье 8.4 Закона N 275-ФЗ.
С учетом изложенного, суд округа поддерживает вывод судов двух инстанций, что требование прокуратуры о заключении Банком с ПАО "НПО "Стрела" дополнительного соглашения с целью исключения из пункта 6.11 кредитного соглашения от 23.08.2016 N 0416-025-Т положений, позволяющих кредитору списать денежные средства с расчетного счета заемщика N 40702810400040003379, открытого в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Туле, нарушает права и интересы Банка, поскольку исключает его право на своевременный возврат кредитных денежных средств в бесспорном порядке, что предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и не запрещено Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Также суд кассационной инстанции поддерживает позицию судов о том, что ПАО "НПО "Стрела", осуществляя расчеты с расчетного счета, открытого в банке, распоряжается собственными денежными средствами, что исключает нецелевое использование бюджетных денежных средств, порядок использования которых предусмотрен Законом N 275-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2018 г. N Ф10-6015/17 по делу N А68-3166/2017