г. Калуга |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А09-17958/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Смолко С.И. |
|
|
при участии в заседании: |
|
от Департамента строительства Брянской области (ОГРН 1053244112074, ИНН 3250061474, ул. Калинина, 73, г. Брянск, 241050);
от территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Брянской области (ОГРН 1063250005565, ИНН 3250065180, ул. Трудовая, 1, г. Брянск, 241050);
от правительства Брянской области (ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525, ул. Ленина, 33, г. Брянск, 241002);
от Департамента здравоохранения Брянской области (ОГРН 1023202747963, ИНН 3201004917, пер. Осоавиахима, д. 3, к. 1, г. Брянск, 241019); |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2017 (судья Копыт Ю.Д.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2017 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А09-17958/2016,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства и архитектуры Брянской области (в настоящее время - Департамент строительства Брянской области) (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным предписания территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Брянской области (далее - Росздравнадзор, Служба) от 21.11.2016 N 69.
Решением суда от 23.06.2017 заявленное требование удовлетворено частично. Признан недействительным пункт 3 предписания Росздравнадзора.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.11.2017 решение суда от 23.06.2017 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение, постановление суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителя Департамента, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Росздравнадзора от 15.11.2016 N П32-271/16 в период с 17.11.2016 по 21.11.2016 в отношении Департамента проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе которой установлено, что Департаментом не приняты надлежащие меры по вводу в эксплуатацию перинатального центра в соответствии с утвержденным графиком; не организован надлежащий контроль за строительством и вводом в эксплуатацию перинатального центра; претензионная работа со стороны Департамента в связи с нарушением сроков проведения работ в полном объеме не осуществлялась, что явилось нарушением статей 7, 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 168 "Об утверждении программы "Модернизация здравоохранения Брянской области" (2011 - 2013 годы)".
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 21.11.2016 N 197.
По результатам проверки вынесено предписание от 21.11.2016 N 69, которым Департаменту предписано в срок до 07.12.2016 принять меры по вводу в эксплуатацию перинатального центра (пункт 1); усилить контроль в рамках полномочий за проведением процедуры по вводу в эксплуатацию перинатального центра (пункт 2); рассмотреть вопрос о необходимости проведения претензионной работы с заказчиком по объекту (пункт 3).
Посчитав предписание от 21.11.2016 N 69 незаконным, Департамент оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания Росздравнадзора, суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и интересов заявителя.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 (далее -Положение N 323), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 N 2302-р "Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации" контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 323 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Общий контроль за исполнением Программы "Модернизация здравоохранения Брянской области" (2011 - 2016 годы) осуществляется Правительством Брянской области.
Постановлением Правительства Брянской области от 16.12.2013 N 723-п ответственными исполнителями за проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра, в соответствии региональными нормативными актами, назначены: Департамент здравоохранения Брянской области и Департамент строительства и архитектуры Брянской области.
Основной целью мероприятий программы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра ГАУЗ "Брянская городская больница N 1" является совершенствование системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным в Брянской области, а также снижение ранней неонатальной, перинатальной, младенческой и материнской смертности.
Согласно сетевому графику выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию Центра, утвержденному постановлением Правительства Брянской области от 09.03.2011 N 168 "Об утверждении программы "Модернизация здравоохранения Брянской области" (2011-2016 годы), разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию первоначально должно было быть получено в мае 2016 года, в последующем сроки по вводу в эксплуатацию неоднократно переносились.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 N 2302-р "Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации" ввод в эксплуатацию перинатальных центров и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в перинатальных центрах должно быть завершено в период с июня по декабрь 2016 года.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 N 2302-р Правительство Брянской области и ГК "Ростех" заключили соглашение от 31.03.2014 N РТ/1439-8749 о проведении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатального центра в городе Брянске Брянской области.
В силу пунктов 4.1.3.6 и 4.1.1.1 данного соглашения Правительство Брянской области осуществляет контроль за ходом строительства перинатального центра, а также вправе принимать участие в разработке проектной документации, её согласовании, осуществлять контроль за ходом выполнения работ.
Правительство Брянской области является органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Брянской области и осуществляющим руководство органами исполнительной государственной власти Брянской области (часть 2 статьи 3 Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-3 "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области").
В силу утвержденного Положения о Департаменте строительства и архитектуры Брянской области Департамент имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных предприятий и организаций.
При осуществлении своих задач и функций Департамент взаимодействует со структурными подразделениями администрации Губернатора и Правительства Брянской области, органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов государственной власти, учреждениями, предприятиями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также осуществляет контроль за автономным учреждением Брянской области "Государственная экспертиза проектов Брянской области" по выполнению им функций по организации и проведению государственной экспертизы проектов проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 3.26); осуществляет государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в порядке, определенном нормативным правовым актом Правительства Брянской области (пункт 3.65); участвует в мероприятиях по контролю за качеством строительства, соответствием строительной продукции, материалов, конструкций и изделий на предприятиях стройиндустрии и стройматериалов стандартам и нормам (пункт 4.1); согласовывает в соответствии с действующим законодательством предпроектную и проектную документацию на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих объектов недвижимости областного значения (пункт 4.7.13).
В состав Департамента входит отдел по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, одной из функций которого является контроль по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства.
Таким образом, в силу возложенных полномочий и профессиональных навыков на Департамент возложен контроль за проектированием и ходом строительства перинатального центра.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий сделан вывод о том, что основной причиной отставания от сетевого графика являлось отсутствие в полном объеме утвержденной проектной документации со всеми дополнениями и уточнениями, что не позволяло оперативно оформлять акты о приемке выполненных работ (КС-2), что, в свою очередь, сказалось на освоении финансовых средств.
С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что Департамент, являясь одним из соисполнителей и имея полномочия по взаимодействию и контролю, не принял достаточных и своевременных мер в соответствии с возложенными на него обязанностями по исполнению постановления Правительства Брянской области от 16.12.2013 N 723-п, а значит предписание Росздравнадзора от 21.11.2016 N 69 в части пунктов 1 и 2 является законным и обоснованным.
Довод кассационной жалобы о незаконном возложении в предписании от 21.11.2016 N 69 на Департамент обязанности по претензионной работе отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в данной части (пункт 3) предписание признано судом недействительным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2017 по делу N А09-17958/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.