г.Калуга |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А83-7263/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фитосовхоз "Радуга" (Республика Крым, Симферопольский район, с. Лекарственное, ул. Центральная, 1а, каб. 3,ОГРН 1159102034013, ИНН 9109010571) - Купреев А.В. (дов. от 29.01.2018 N 5);
от заинтересованного лица - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д.17, ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080) - Кравец А.В. (дов. от 21.12.2017 N 2338-д);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2017 (судья Толпыго В.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу N А83-7263/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фитосовхоз "Радуга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным отказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - министерство), оформленного письмом от 30.03.2017 N 01-10/11055, в предоставлении земельных участков в порядке переоформления ранее возникшего права; и об обязании министерства не позднее месяца со дня принятия судом решения подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес общества проекты договоров аренды на земельные участки, расположенные по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, территория Пожарского сельского совета, а именно: участок N 1 с кадастровым номером 90:12:140501:13, площадью 11830214 (+/- 4205) кв. м; участок N 2 с кадастровым номером 90:12:000000:2909, площадью 320422 (+/- 198) кв. м; участок N 3 с кадастровым номером 90:12:000000:2911, площадью 8247 (+/- 32) кв. м; участок N 4 с кадастровым номером 90:12:140501:12, площадью 215067 (+/- 162) кв. м; участок N 6 с кадастровым номером 90:12:140501:11, площадью 2013036 (+/- 497) кв. м.
Решением суда от 12.10.2017 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель министерства поддержал доводы кассационный жалобы, представитель общества - доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по договору аренды от 29.12.2007, заключенному между Симферопольской районной государственной администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор), последнему для ведения сельскохозяйственного производства (под пастбища, пашни, сады) предоставлены в платное пользование на срок 49 лет земельные участки общей площадью 1440,3595 га, в том числе пять вышеуказанных земельных участков.
Согласно пункту 25 договора на арендованные земельные участки установлены ограничения (обременения) права пользования (сервитут): участок N 1 - охранная зона ЛЭП - 14,5896 га, охранная зона кабеля - 0,1859 га, охранная зона пруда - 3,0292 га; участок N 2 - охранная зона газопровода - 0,1748 га, охранная зона кабеля - 0,0942 га, охранная зона ЛЭП - 1,0596 га, охранная зона канализации - 0,3350 га; участок N 3 - охранная зона ЛЭП - 0,283 га; участок N 4 - охранная зона ЛЭП - 0,5629 га.
Договор прошел государственную регистрацию в Украине.
В соответствии с кадастровыми выписками от 29.08.2016 N 90-02/2016-437981, от 02.12.2015 N 90-02/2015-428475, от 17.11.2015 N 90-02/2015-403975, от 03.12.2015 N 90-02/2015-431795 и N 90-02/2015-432131 земельные участки поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные, с присвоением кадастровых номеров, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
27 марта 2017 г. общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду в порядке переоформления.
Письмом от 30.03.2017 исх. N 201-10/11055 министерство отказало обществу в переоформлении договора аренды.
Полагая, что отказ министерства является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды в отношении соответствующего земельного участка. Заявление должно быть подано в срок до 01.04.2017 (часть 15 статьи 3).
Постановлением совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав.
Согласно пункту 12 Порядка N 313 основаниями для отказа в удовлетворении заявления о переоформлении договора аренды являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В силу части 6 статьи 13 такими основаниями являются: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Отказывая обществу в переоформлении права аренды на пять земельных участков, министерство свой отказ обосновало тем, что на части земельных участков N N 1, 2, 3, 4 действуют ограничения в связи с их расположением в охранных зонах ЛЭП, газопровода, кабеля, канализации, а также по причине отсутствия в заявлении общества информации относительно земельного участка N 5 площадью 1,6609 га, который указан в договоре аренды от 29.12.2007.
Так как законом не предусмотрены такие основания для отказа в заключении договора аренды в порядке переоформления, суды по праву признали отказ министерства недействительным.
Довод кассационной жалобы о необходимости соблюдения пунктов 10 и 11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), не заслуживает внимания.
Пунктами 10 и 11 Правил предписано согласовывать с сетевыми организациями проведение определенных видов работ в пределах охранных зон. В данных пунктах ничего не прописано по вопросу заключения договора аренды на земельные участки в пределах охранных зон.
Более того, в суде кассационной инстанции представитель общества пояснил, что подать заявление о переоформлении договора аренды на земельные участки необходимо до 01.04.2017, а сведения об охранных зонах еще не внесены соответствующими организациями в государственный кадастр недвижимости. Арендатор не вправе решать эти вопросы за организации, которым принадлежат ЛЭП, газопровод и др.
Исходя из изложенного, суды по праву не усмотрели законных оснований для отказа обществу в заключении договора аренды на земельные участки в порядке переоформления, а поэтому обоснованно удовлетворили заявление общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А83-7263/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.